3 февраля 2023, Пятница, 15:16
Скандал с арестом брянского полицейского показал основной изъян правоохранительной системы
Накануне Брянская область забурлила после сообщения о том, что в Жуковке был задержан полицейский, а может, и двое. «Брянские новости» пытались несколько часов выяснить, что же случилось, однако пресс-службы важных ведомств хранили таинственное молчание. Это могло быть подтверждением того, что вершится грандиозное событие, что рухнет какая-нибудь коррупционная скала, что глава ФСБ Александр Бортников и министр МВД Владимир Колокольцев примчатся в Брянск и станут пожимать руки бойцам видимого и невидимого фронта за их подвиг.
И к вечеру он лопнул − большой правоохранительный пузырь. Лопнул, чтобы явить всю несуразность того пути, куда нас завели реформы.
Оказалось, жил-был в Жуковском районе участковый. Бедолага знал, что в правоохранительной системе с давних времен используется «палочная система». Она помогает хорошо вести учет, готовить справки и отправлять их на стол начальству, чтобы там они желтели или зачитывались на скучных совещаниях. Но учет чего? Борьбы с преступностью? Она не поддается учету, если это действительно борьба. Потому что можно год или три расследовать спрут коррупционной системы, а можно срубить палку на простом случае и назвать его преступлением. В справке и та, и другая работа будут приравнены к одной палке − к единице. Ни трудоемкость расследования, ни опасности эта единица не учитывает. Но отчитываться удобно.
Участковый органично влился в палочную систему. Он понял, что можно стать сказочником и быть на хорошем счету. Взял и придумал преступление «с целью повышения показателей результативности и создания видимости эффективности своей работы». Пообещал жителю Жуковского района деньги за то, чтобы подложить в дом другого человека порох и патроны. Потом, мол, их обнаружат, дело возбудят, а оно уже и раскрыто. И раскрыл его он, участковый, будущий герой. А если подложат порох нехорошему человеку, то еще лучше, потому что он нехороший и заслуживает наказания. То есть вообще два зайца можно подстрелить.
Естественно, бедолагу заложили, и коллеги из УМВД и ФСБ взяли участкового теплым. Как замечательно! Хотели одну палку срубить, а получилось целых две. Или три даже.
Но почему все это не радует? А потому что правоохранительная система, по сути, сработала вхолостую. Участковый вместо того, чтобы ходить или ездить по улицам и домам и беседовать с людьми, выясняя обстановку, предостерегая, помогая, как это делали его предшественники советских времен, сидел и придумывал легенду. Общество ему за это платило. Потом к сказочнику пришли оперативники и взяли его под белы руки. Это, конечно, хорошо, что взяли фальсификатора. Но теперь представьте, что на самом деле произошло. Один придумывал, потому что до него придумали палочную систему, а другие его пасли. Крутилась огромная государственная машина. А на выходе что? Мыльный пузырь, по большому счету. Потому что все три стороны правоохранительного сюжета могли бы заниматься действительной борьбой с преступностью. Или могли бы поехать в Херсонскую область, чтобы сражаться там с действительными диверсантами.
Пока же − придумка преступления участковым, эффектное задержание бедолаги в форме, отчеты о великолепно проведенной операции, фурор, награды, укрепление палочной системы. И?.. И море преступности вокруг. Бандитизм в семьях, наркоторговля, травля людей поддельными продуктами, хулиганство на улицах. Плоскости действительной жизни и правоохранительной планеты пересекаются очень слабо. Утешение в том, что хотя бы как-то пересекаются − не все безнадежно. Но пора уже стряхнуть с мундиров пыль отлаженной и уютной службы в хорошо обставленных кабинетах, пора менять основную идею борьбы с преступностью и тем, что в целом омрачает жизнь.
Вот объясните брянцам, товарищи Бортников и Колокольцев, куда смотрели ваши брянские подчиненные в то время, когда в Севском районе готовили странную смесь? Готовили девять месяцев, и об этом знала каждая севская бабушка. А ваши бдительные подчиненные в форме и гражданских подштанниках почему-то слона не замечали. Или гонялись за отдельно взятым сказочником, хотя в это время варилось дело, которое касалось миллионов человек.
Об этом деле рассказал на днях Россельхознадзор, который выявил ООО «Пищекомбинат», работающий в Севском районе Брянской области. С 23 мая 2022 года по 11 января 2023 года компания произвела 1580 тонн (!) «сливочного» масла с различной массовой долей жира из растительно-жирового спреда. То есть почти 8 миллионов пачек! Товар отправляли на другую площадку компании в Брасовский район, где проводилась его перефасовка. Через перекупщика из Брянской области основной объем «сливочного масла» поставлялся хозяйствующим субъектам в Ростовскую (501 тонна), Новосибирскую (255 тонн), Курскую (134 тонны), Саратовскую (81 тонна), Воронежскую (70 тонн) области. Еще 93 тонны были доставлены в распределительные центры в Московской и Свердловской областях, Татарстан, Санкт-Петербурге.
Далее продукция через различных посредников отправлялась конечным потребителям, в том числе в организации общественного питания, крупные сетевые магазины по всей стране, а также в учреждения федеральной службы исполнения наказаний.
«Фальсификация сливочного масла жирами немолочного происхождения была подтверждена лабораторными исследованиями образцов, отобранных в Ханты-Мансийском АО, Ярославской и Тверской областях, Приморском крае, − сообщили в Россельхознадзоре. − В 2022 году по фактам нарушений, выявленных в системе «Меркурий», ООО «Пищекомбинат» направлялись предостережения о недопущении нарушения обязательных требований, а также приостанавливалась регистрация в системе «Ветис.Паспорт» для уполномоченных лиц компании. Кроме того, были отменены 3 декларации о соответствии на выпуск молочной продукции».
Может быть, этой, с позволения сказать, деятельностью «Пищекомбината» и не должны были интересоваться правоохранители? Может быть, она менее значима, чем деятельность жуковского сказочника, за которым гонялся отряд отважных людей из серьезных служб? У руководства Россельхознадора иное мнение:
«Учитывая, что реализация растительно-жирового спреда под видом сливочного масла влечет за собой причинение ущерба гражданам, который может составить более 400 млн рублей, Россельхознадзор передал информацию о нарушителе ГУЭБиПК МВД России для принятия мер в рамках компетенции».
А если учесть, что продукт «нарушителя» мог попасть на стол миллионов россиян, то это уже вопрос безопасности общегосударственного уровня. Безопасность − прежде всего сбережение народа. Позицию Александра Бортникова его брянские подчиненные должны знать. Он придерживается слов президента Владимира Путина о сбережении народа как о важнейшей задаче.
Сказки − это хорошо. Но нужно уметь выделять главное. Не все то золото, что блестит, как мыльный пузырь.
Максим Казаков








