Наверх

11 марта 2021, Четверг, 15:53

Мастер рассказал, что нужно для хороших дорог в Брянске

22 Мастер рассказал, что нужно для хороших дорог в Брянске
Константин Пустогаров. Фото: «Брянские новости»

Бывший начальник управления дороги Москва − Бобруйск Константин Пустогаров откликнулся на просьбу «Брянских новостей» и рассказал, что нужно для того, чтобы в Брянской области трассы строились и ремонтировались с высоким качеством. Свой рецепт он изложил и образно, несколькими словами: «Нужен блеск в глазах». Но если разложить это высказывание по полочкам, то получится целая дорожная наука.

Калужское управление обслуживает в том числе федеральные трассы, проходящие по Брянской области. Константин Пустогаров до сих пор знает особенности каждого участка, хотя недавно покинул свой пост − ушел на заслуженный отдых. Коллег-дорожников, представителей власти, журналистов восхищают его недюжинный ум, профессионализм и великолепное чувство юмора.

В понедельник губернатор Александр Богомаз устроил разнос дорожникам за брак, который обернулся преждевременным разрушением некоторых дорог. По выражению главы, обиднее всего то, что в прежние годы ремонтировали лишь по 60 − 80 километров дорог в год, и с этим все смирились, а сегодня приводят в порядок и строят по 600 километров полотна, но бракоделы бросают тень на все важное дело. К тому же критики мгновенно стали «профессионалами» дорожного дела.

Как выяснили «Брянские новости», основные претензии предъявили компании «СпектрБрянскСтрой» и технадзору, который принимал его объекты. В прошлом году губернатор заставил городских чиновников выставить претензию относительно асфальтобетона, уложенного в 2019 году на улице Красноармейской. В этом году растаял вместе со снегом асфальт на Речной улице. Снова «отличилась» та же компания. В 2016 году она уложила новый асфальт на площади 8,5 тысяч квадратных метров. При обследовании оказалось, что площадь дефектов составила 2,5 тысячи квадратных метров, то есть почти треть.

Брак выявлен и на дорогах других подрядчиков. Причем разрушения будут нарастать, так как впереди еще несколько дней «перехода через ноль», как выражаются дорожники. То есть вода на асфальте будет снова замерзать, увеличивая трещины.

Как быть? Что делать? Ответы есть.

Мастер рассказал, что нужно для хороших дорог в Брянске

Фото: «Брянские новости»

Константин Иванович Пустогаров отдал важному государственному делу несколько десятилетий. Начинал в то время, когда из двух десятков руководителей дорожных предприятий только у одного было соответствующее образование. У остальных − сельскохозяйственное. А то и никакого.

− Почти двадцать лет назад, когда мы во второй раз после разрухи девяностых начинали программу масштабного ремонта в Курской области, водители писали на бортах грузовиков: «Смерть курским дорожникам!» И мы их понимали: все было развалено после «реформ». В течение пяти лет мы из семи тысяч километров дорог привели в нормативное состояние более пяти с половиной тысяч. Проработали идеологию строительства и ремонта, все просчитали и засучили рукава.

Перво-наперво, говорит Константин Пустогаров, брянские власти и дорожники должны выбрать оптимальное соотношение цены и качества материалов:

− Надо определиться и с технологией: мы хотим отремонтировать большую площадь или повысить качество? Все эти вопросы требуют тщательной проработки со специалистами. Беда таких городов, как Брянск, Курск, состоит в том, что почти нигде нет системы водоотвода. Города строились ранее таким образом, что ливневая канализация не предусматривалась. А застаивающаяся на дороге вода − это первый бич для дорог. Уже перед ремонтом нужно определить, куда вода будет стекать. То ли разрывы в бордюрах делать, чтобы она уходила на газоны, то ли другой вариант применить. Иногда нужные оригинальные решения. Классика строительства дорог требует, чтобы работы начинались внизу склона. И подниматься в гору. Это позволяет добиться оптимального качества. Но в Курске мне пришлось однажды настоять на противоположном принципе. Работы велись на улице, которая сбегает от Херсонских ворот вниз к центру города. Когда я предложил начинать работы с верхней части улицы, все зашумели: как так? А все очень просто. Был ноябрь, и если бы мы поднимались по склону, то всю воду загнали бы под асфальт.

Константин Пустогаров советует очень тщательно определять ценовую политику, чтобы не попасть в ловушку. Дело в том, что хорошие строительные компании не пойдут туда, где очень низкие расценки: просто не впишутся в них. А для бракоделов любой подряд − прибыток. В крайнем случае они подадут на банкротство − и был таков. Потому они соглашаются на любые сметы.

Мастер рассказал, что нужно для хороших дорог в Брянске

Фото: «Брянские новости»

Считается, что Брянская область может обойтись своими песками. Не всегда. В местных карьерах добывается в основном пылевидный песок, который настоящие дорожники стараются не использовать. Зато в Смоленской области песок крупнозернистый. Потому-то его и закупали куряне, объезжая стороной Брянск.

И уж совсем беда − щебень. Его нет ни в Брянской, ни в соседних областях. Раньше основной материал асфальтобетона закупали на Украине, однако сейчас этот канал закрыт. Удалось сохранить поставки с Украины лишь белогородцам. Брянцы могут либо обратиться к ним, либо использовать договоренность, которой достигли брянский губернатор Александр Богомаз и белорусские власти. В Белоруссии есть хороший гранитный щебень, и Брянская область сможет его получать, если договоренности будут выполняться.

Третьим важнейшим условием Константин Пустогаров называет контроль за ходом строительства или ремонта дороги:

− За качеством надо следить не на приемке, а с самого начала. В Курске контроль поручили компании, которая не зависит от подрядчиков. Она проверяет качество изготовления асфальта, доставки, укладки и так далее. Если не подходит такой вариант, брянские власти могут усилить контроль через управление дорожного хозяйства. Добавить ему полномочий, ужесточить спрос на всех участках. Сейчас часто ссылаются на гарантийный ремонт. Да, это неплохо, но все же гарантийный ремонт − это крайняя мера, до него не нужно доводить.

Настоящей бедой Константин Пустогаров считает нерасторопность. По его словам, уже сейчас Брянская и другие области должны готовиться не к предстоящему лету, а к сезону 2022 года:

− Это касается прежде всего щебня. Где его брать? Как и сколько поставить? Уже к маю надо иметь 70 − 80 процентов материалов. Если работать с колес, никакого качества не получите. Вам привезут мусор, а не щебень. В нашей полосе сезон длится лишь 100 рабочих дней. Отнимите выходные, дождливые дни − и остается совсем немного. Все остальное время должна занимать тщательная подготовка. К ценам тоже нужно подходить тщательно. Нормальный подрядчик знает, что тонна асфальтобетона сейчас стоит около 5600 рублей. Если в смете заложено 3700 рублей, то хорошая компания на такие условия не согласится, понимая, что на каждой тонне будет терять почти две тысячи рублей. Новые стандарты предусматривают, что в асфальте должно содержаться около 70 − 75 процентов щебня. И здесь надо тщательно смотреть, стоит ли смещать параметры качества. Это довольно тонкая и кропотливая работа, которой должны заниматься серьезные специалисты.

Константин Пустогаров не утверждает, что каждый раз нужно выбирать самые дорогие варианты. Однажды ему пришлось поспорить с одним из чиновников, который пытался доказать, что в Курской области нельзя применять поверхностную обработку покрытия. Она позволяет за счет скромных средств продлить срок эксплуатации дороги. Чиновник доказывал, что «все это разлетится», но в действительности в условиях степной Курской области, где жара достигает 30 − 40 градусов, поверхностная обработка прекрасно себя показала. И не только там. Тот же метод применяли на участке дороги Брянск − Орел, а также в начале шоссе Брянск − Смоленск.

И все же − о блеске в глазах. Несколько лет назад, рассказывает Константин Иванович, его пригласили на объездную дорогу под Брянском. Многоопытного аса  попросили прочитать своего рода лекцию местным специалистам. Он начал рассказывать, делиться секретами, убеждать, однако потом махнул рукой:

−  Они просто стояли и слушали без всякого интереса. Никакого блеска в глазах. А в дорожном деле без этого нельзя никак. Это дело надо любить, надо гореть им, радоваться тому, что люди ездят по хорошей трассе, к которой ты причастен.

О том, как надо ремонтировать дороги и о том, почему участок трассы под Карачевом даже через 8 лет выглядит почти новым, «Брянские новости» рассказали ранее. Работы велись под контролем Константина Пустогарова, который тогда возглавлял управление дороги Москва − Бобруйск, входящего в федеральное дорожное агентство «Росавтодор».


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Сортировка: по дате по лайкам по дизлайкам
  1. Борис
    Ну Константина Ивановича многие знают, ума палата. Он не работает сейчас?
  2. Налейте коммунисту
    То что говорит Пустогаров, все верно, но где взять таких спецов? у нас же тетки на дорогах еще, а подрядчику побыстрее урвать кусок и свалить, вот и вся работа
  3. 111
    Как я понял, опять кадры решают все
  4. скептик
    Опытный дорожник не затронул еще один важный или правильней сказать один из главных вопросов - вопрос проектирования ремонта дорог и существенную часть его проектные изыскания (исследования) основания, подушки, грунтов и т.д. Укладывать асфальт на известняковую пыль (вместо щебня) бессмысленно.
    • Казак
      про это речь идет в публикации, на которую есть ссылка в конце статье, про карелов которая
  5. bw777
    Для хороших дорог нужно "невинно" репрессировать пару десятков руководителей дорожников и заинтересованных с ними лиц, причем обязательно, с конфискацией нажитого "непосильным" трудом. Но низзяяя. Интересы "уважаемых" людей могут пострадать. А это недопустимо.
    • Евгений Вольнов
      и как только цивилизованные страны хорошие дороги строят без советов глупышки семерочки и репрессий
      • bw777
        Утырок "цивилизованный" заедь в соседнюю Белоруссию и посмотри, как "нецивилизованный" Лукашенко содержит дороги.
        • Евгений Вольнов
          глупышка, лукашенке ЕС и рассеюшка отваливают милиарды баксов и евро, естественно, что не все идет на строительство его дворцов, поскольку масштаб владений и друзей (которым все) немного меньше, чем у твоего барина
          • bw777
            глупышка это твое шаловливое очечело. Даун, даже если принять за истину бредятину про содержание Белоруссии за счет России, то дорожный бюджет, организацию строительства и содержания Лукашенке Путин организует?) Утырок просто в Белоруссии спрашивают за качество проведенных работ, как с помощью репрессий, так и отлучением о участия в этом бизнесе. "Цивилизатор" - недоделанный!))).
  6. Евгений Вольнов
    меньше надо на дворцы и помощь лукашенке тратить, тогда и дороги будут великолепные
  7. Николай
    нужны налоги за проезд,а не блеск в глазах,бедные ходят пешком,а богатые пусть платят,за качество дорог
  8. Екатерина Фролова
    Уважаемый Константин Иванович! Знаю Вас как красноречивого, умного человека и руководителя! Однако на протяжении многих лет во главе руководителя федерального предприятия вы для дорог Брянской области ничего не сделали!!! Скажите, сколько километров Трасс вы расширили в Брянской области? Отвечу... очень очень не много!!! А в ка Калужской области? Да, есть чем похвастаться... назревает вопрос почему где-то дороги строят, а где-то нет?! Вот и у меня как жителя Брянской области такой вопрос! Пообщавшись с подрядной организацией, которая тщетно пыталась пробиться сквозь процедуры отбора, понял... все как и везде: торги выигрывают только нужные подрядчики! Нам про расценки и технологию производства работ заливать... только не вам оценивать, сидя в кресле и распределяя миллиарды федеральных бюджетных средств! А лучше в регион и попробовать из тех крох, которые выделяют закатать те дыры, которые формировались десятилетиями, а потом рассуждать на тему качества дорог!!!
    • Дорожник
      Так вы Катя или "понял"? Грубо говоря, мужик вы или баба? В Брянской области Пустогаров отремонтировал Новозыбковскую, Смоленскую, Орловскую и частично Киевку. если вы ведете речь о расширении, то для четырехполосок нужны совсем другие деньги. Киевка в Калужской области строится Росавтодором и уже около 15 лет. Почему Денин не шевелился 15 лет назад, неизвестно
  9. Вот так
    Немцы строили дороги и они не требуют гарантийного ремонта,у нас же где то году 2007,или 2006 ,или чуть позже ремонтировали дорогу по ул.Пионерской с выездом на Луначарского,сколько лет просуществовала эта дорога? Хотя дорогой еще тогда нельзя это было назвать,ни тротуаров,ни ливневок,уже тогда этот участок во время дождей был не проходим. Кто контролировал и принимал такую работу подрядчика?
  10. Пух
    Совесть нужна.
  11. Екатерина
    Только Богомазу важно сколько км сделали, а качество его давно не волнует. А то цены нереальные по всем торгам Брянска- это факт! Они занижены в 3 раза минимум!!! За что организациям работать - непонятно! зато в СМИ потом красиво говорит, что строители не хотят в городе работать и не будут, пока к стоимости по всем видам работ не будет человеческого подхода.
  12. Юрий
    убрать торги и тендеры. дороги должны строить и обслуживать дорожные организации .а не шантропа залетная.
  13. Савелий Парменыч
    Наконец то зазвучал голос специалиста, а не профанов из шайки. Все правильно. Богомаз хвалится количеством, дешевизной и т.п популизмом. А хорошее дешевым не бывает. Наберут жуликов, которые из***котлеты лепят, а потом удивляются: куда асфальт делся? Правильно, что нужно контролировать весь процесс строительства. Если в проекте записан -песок средний, то он должен быть средний, а не ближайший дешевый пылевидный, который не даст нужного уплотнения. Немного не прав он по щебню. Щебень по прежнему ввозится с Украины. Не в тех объемах конечно, но везут. Проблем с ним нет от слова совсем. Карелия,Лен.область, Воронеж- любой нормальный асфальтобетонный завод завозит щебень зимой на весь сезон. А в дороги гранит редко идет. Обычно гравийный или известняк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

В Брянской области впервые разберут старую дорогу-бетонку

13 апреля 2021, Вторник, 14:53

В Брянской области впервые разберут старую дорогу-бетонку

В Брянской области в этом году дорога от смоленской трассы до села Теменичи будет капитально отремонтирована. Бетонные плиты, которыми она выложена, будут сняты и вывезены

В Брянске на птицефабрику «Снежка» завели уголовное дело за сброс сточных вод

13 апреля 2021, Вторник, 12:49

В Брянске на птицефабрику «Снежка» завели уголовное дело за сброс сточных вод

В Брянске возбуждено уголовное дело о порче земли в Путевке. Птицефабрика «Снежка» бывшего губернатора Денина в 2019 году сбросила неочищенные сточные воды в окружающую среду

В Брянске на улице Горького отремонтируют дорогу возле парка и дендрария

13 апреля 2021, Вторник, 10:38

В Брянске на улице Горького отремонтируют дорогу возле парка и дендрария

В 2021 году в Брянске по нацпроекту будет отремонтирован участок улицы Горького от проспекта Ленина до улицы Трудовой. Здесь расположены ботанический сад и парк-музей имени А. К. Толстого

Брянские пекари вошли в число победителей конкурса «Лучший хлеб России»

13 апреля 2021, Вторник, 09:11

Брянские пекари вошли в число победителей конкурса «Лучший хлеб России»

Три предприятия Брянской области вошли в число победителей всероссийского конкурса "Лучший хлеб России – 2021"

В Брянске директора ООО «Гурман» осудят за невыплату зарплаты работнице

12 апреля 2021, Понедельник, 10:53

В Брянске директора ООО «Гурман» осудят за невыплату зарплаты работнице

В Брянске завершено расследование уголовного дела директора ООО «Гурман». Руководительница коммерческой организации свыше двух месяцев не выплачивала зарплату своей работнице