Наверх

13 мая 2019, Понедельник, 02:03

Такие люди — и без диплома. Но за штурвалом

Такие люди — и без диплома. Но за штурвалом

Росавиации рекомендовано пересмотреть сложившуюся практику обязательного совмещения высшего образования и получения пилотского удостоверения. Проще говоря — допустить к штурвалу пилотов без диплома об окончании отраслевого вуза.

В гражданской авиации не хватает пилотов: их наши училища выпускают в год 700-750, а требуется — около тысячи. Вдобавок опытные командиры воздушных судов норовят податься в зарубежные авиакомпании, где больше платят. Как закрыть кадровый дефицит? Самый простой ответ: сократить сроки обучения в училищах за счет общеобразовательных предметов или допускать к штурвалу выпускников АУЦ — авиационных учебных центров. Но будут ли такие кадры соответствовать требованиям, которые ложатся на плечи пилота в кабине современного лайнера?

В этой связи работавший в былые годы начальником Управления учебными заведениями МГА СССР Юрий Дарымов напоминает, что в летных училищах всегда прежде всего воспитывалась высочайшая ответственность за судьбы пассажиров и вверенной техники, а это неразрывно связано с навыками и опытом пилотирования.

Большая неразбериха, по мнению нашего эксперта, пошла с начала 90-х, когда при авиакомпаниях начали спешно создаваться собственные авиационные учебные центры. Часто это были полупрофессиональные, что называется, слепленные на коленке учебные заведения, предусматривающие 150-часовую программу чистого пилотирования. А некоторые АУЦ — из-за чего и разгорелась череда скандалов — начали попросту торговать пилотскими удостоверениями. Дошло до того, что разрешения на подготовку пилотов стало давать Министерство образования РФ. Главное было — быстрее подготовить новых пилотов: год — и можешь летать. Хотя в советское время на подготовку по среднему специальному обучению уходило почти три года, по высшему — четыре-пять лет…

Нужны ли сегодня такие центры? Нужны, считает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. Только за качеством их обучения необходимо установить жесточайший контроль. И готовить они должны пилотов для АОН — любительской авиации общего назначения.

В свое время Шелковников, находясь в командировке в Великобритании, сам прошел школу полетов на самолетах малой авиации. Вообще-то на Западе эта область получила колоссальное применение, принося солидный доход странам, где грамотно этим занимаются. Там огромное число аэроклубов, но уж если они выдали пилотское удостоверение, то несут за это колоссальную ответственность. Вплоть до уголовного преследования в случае неподтверждения пилотом полученной квалификации. У нас же после серии авиационных происшествий АУЦ стали в срочном порядке закрывать. А обиженные пилоты, которых задним числом лишали удостоверений, пошли в суды. Другие стали ездить на обучение в Чехию, Соединенные Штаты, Великобританию, где получали необходимый курс обучения.

И вот новый поворот. В условиях, когда Росавиация и Ространснадзор не располагают достаточными силами и средствами для обеспечения непрерывного контроля за деятельностью эксплуатантов и владельцев самолетов и вертолетов, раздаются предложения упростить правила полетов и требования к выпускникам АОН. А параллельно поднимается вопрос о допуске летчиков, имеющих свидетельство частного пилота, к коммерческим воздушным перевозкам, в том числе с пассажирами на бортах крупных воздушных судов.

Сегодня этот вопрос остается открытым. Тем более в Росавиации пока воздерживаются от принятия решений, справедливо полагая, что в случае ЧП им за все в конечном итоге придется отвечать. В надзорном органе не раз отмечали низкую «культуру безопасности», самодисциплины пилотов АОН, а также сложности с урегулированием вопросов страхования жизни и здоровья пассажиров. Однако Минтранс дал поручение уже в марте подготовить конкретные предложения.

Наши эксперты считают: прежде чем ставить вопрос о допуске пилотов АОН к коммерческим рейсам, следует пересмотреть требования к их квалификации. Причем в зависимости от цели использования воздушного судна. Например, в США все, кого допускают к штурвалу АОН, имеют разные удостоверения пилотов — любителя, студента, спортсмена или частного пилота, которому разрешаются коммерческие рейсы. Соответственно, применяются различные требования к квалификации и условиям выполнения полета.

У нас, увы, дифференцированного подхода не наблюдается. Может быть, как раз потому, что в самом Минтрансе уже давно дефицит специалистов, хорошо знающих специфику воздушного транспорта.

Офицер не поверил в ликвидацию предателя, учинившего террор в брянских селах

28 декабря 2025, Воскресенье, 16:48

Офицер не поверил в ликвидацию предателя, учинившего террор в брянских селах

Накануне появились сообщения ликвидации организатора нападения на Брянскую область в марте 2023 года Дениса Капустина*

Брянец Дандыкин предсказал бурные события в Донбассе

26 декабря 2025, Пятница, 17:46

Брянец Дандыкин предсказал бурные события в Донбассе

Военный эксперт уроженец Брянской области Василий Дандыкин заявил, что наступление на Краматорск и Славянск уже началось

Брянцы не смогут поверить в мирный договор с нацистами после слов вурдалака

26 декабря 2025, Пятница, 02:03

Брянцы не смогут поверить в мирный договор с нацистами после слов вурдалака

«Свое» у них − это в том числе Брянская область, к захвату которой призывали и Наполеон Соскин и генерал Сергей Кривонос, и многие другие

Богатые брянские пенсионеры и бизнесмены зашли в криминал с разных сторон

24 декабря 2025, Среда, 19:26

Богатые брянские пенсионеры и бизнесмены зашли в криминал с разных сторон

В Брянске жителя столицы осудили  за уклонение от уплаты 65 млн рублей налогоБизнесмен «забыл» заплатить 65 миллионов рублей налогов, а пенсионер отдал 14 рублей  мошенникам. Что общего в случившемся?

«Схема Долиной» дала сбой: брянские адвокаты запутались и опровергли сами себя

23 декабря 2025, Вторник, 12:51

«Схема Долиной» дала сбой: брянские адвокаты запутались и опровергли сами себя

Судя по всему, поспешные выводы о судебных разбирательствах были предложены для публикации под видом материала адвоката Евгения Дружкова, но потом в палате поспешили опровергнуть ... сами себя