Наверх

26 декабря 2025, Пятница, 00:42

Брянская деревня из костей мамонта предстала в новом свете после открытия ученых

Брянская деревня из костей мамонта предстала в новом свете после открытия ученых
Фото: «Брянские новости»

Радиоуглеродный анализ останков животных позволил установить, что жилищу из костей мамонта, раскопанному возле украинского села Межирич, восемнадцать тысяч лет. Это установила международная группа ученых.

В селе еще в советские времена нашли четыре округлых конструкции из костей и бивней мамонта археологи. Возле построек располагались ямы-хранилища, были найдены украшения, охотничье оружие, а также антропоморфные фигурки из бивня, орнаментированные лопаточки и кремневые артефактов. Предполагалось, что жилища были построены 14 тысяч − 26 тысяч лет назад. Радиоуглеродный анализ позволил установить, что кроманьонцы возвели 17,8 − 18,3 тысячи лет назад.

Удивительное сходство обнаруживается у этих строений с целой деревней из костей мамонта, которая была построена по брянским селом Юдиновом. Предполагается, что она построена 15 тысяч лет, однако вполне возможно, что она старше.

В 1934 году жители  большого брянского села Юдинова взялись копать погреб. Углубились метра на два и выворотили из земли огромные кости. Учитель истории Зайцев глянул на находку и обомлел: откуда здесь мамонты? Заметка о найденном скелете мамонта, которую он написал в газету «Правда», попалась на глаза   сотруднику Минского института археологии Константину Поликарповичу. В октябре 1934 года он приехал на Брянщину. Посмотрел погреб, вывороченные кости и  заложил несколько разведочных шурфов. Уже  тогда  Поликарпович понял, что это не просто скелеты или древняя свалка:  кости были  выложены в каком–то порядке руками человека.

Но начать раскопки он смог только в 1947 году. Первый раскоп попал на промежуточный слой и ничего не дал, а  вот второй угодил ровно на остатки древнего жилища. Однако полного представления о древней обители человека   тогда еще не сложилось. Поликарповича  юдиновцы считают земляком:  он тут женился построил дом, который и сейчас и сейчас стоит. Архив ученого тоже остался в селе. А продолжил исследования ученик Поликарповича Владимир Будько, тоже минчанин. Последний раскоп он заложил  в 1967 году.  Ему удалось обнаружить под земельным покровом  поделенные перегородками хоромы в 170 квадратных метров с несколькими кострищами. Исследование сулило сенсацию, но завершить его  Будько не успел – полевой сезон кончался. Кости засыпали соломой, приложили рубероидом и немножко присыпали землей. Но минскому ученому не суждено было явить сенсацию, он не приехал следующим летом.

О стоянке забыли на 13 лет.  Не унимался только учитель Юдиновской школы Леонид Иванович Гришин: как можно забросить уникальную стоянку? В 1980 году он отправил письмо в Академию наук, а потом в Ленинградский институт  археологии, сотрудники которого под руководством доктора исторических наук Зои Абрамовой продолжили раскопки.  Через два года работы высвободили из–под земли  сооружение, в основании которого были огромные черепа мамонтов, а сами они напоминали огромные перевернутые  гнезда аистов, только вместо хворостинок – бивни, ребра, позвонки и другие кости мамонтов, да их зубы, которые напоминают подметки современной обувки со строгим рисунком. У праюдиновцев был даже холодильник, под который приспособили небольшую углубленную пристройку.

Ученым стало ясно: если все  находки перенести в музей, то подлинность, достоверность потеряется. А если жилище оставить  нетронутым, лишь освободить его от глины? Гришин отправился к председателю  колхоза Михаилу Степановичу Баранку:

– Мне не пришлось его уговаривать, вместе принялись искать деньги. Облисполком дал нам  25 тысяч, на которые мы решили строить павильон – чтобы он накрыл древние жилища, углубленные на два с половиной метра. Длина  павильона получалась 15 метров. Проект этот злосчастный пришлось делать мне, совершенно далекому от строительных работ и архитектуры. Работал по наитию. Понимал, что нужны смотровые площадки: не ходить же среди костей. Рассчитывал кровлю перекрыть десятью  металлическими фермами, но труб хватило только на шесть. Навели крышу, вроде все нормально, а с годами опалубка прогнулась, крыша пошла волнами, швы  разошлись. Тем не менее под ней уместилось два жилища наших далеких предков. Такого действительно нигде в мире нет.

В 1989 году в Юдинове собрались на симпозиум по палеолиту советские и американские ученые. А еще раньше девятерых профессоров из университетов США  привезла Ольга Соффер-Бобышева, профессор университета Милуоки. Она посетила  Юдиново  еще в 1983 году, когда раскопки только велись, и поняла, что пахнет сенсацией. Американцы были потрясены увиденным. Стоянки эпохи палеолита в  Чехословакии и  во Франции настолько бедны культурным слоем, что рассматривать там было нечего.  Во Франции американским ученым не разрешили фотографировать, а Леонид Гришин, к той поре уже заведующий музеем, не возражал против съемок. Потом американцы робко попросились спуститься со смотровой площадки вниз. Не сговариваясь, разулись и в носочках на четвереньках ползали  часа полтора – зарисовывали, снимали, ковыряли. Тогда же они взяли на анализ костный уголь. Их выводы совпали с заключением русских ученых: стоянкам  не менее 15 тысяч лет. Вкусив юдиновского хлеба-соли, побывав за крестьянским  застольем, счастливые и взбудораженные, американцы  уезжали из села распевая  русские песни.

Судя по размерам жилища, около трех метров  в диаметре, древние уже тогда жили семьями. В двух шагах второе жилище. Видимо, семьи  были родственными,  потому что имели общий костер на улице. В основание жилища клали черепа мамонтов,  заглубленные  в грунт альвеолами. А сверху наводили стены:  ремнями из шкур связывали ребра мамонта, бивни. Получалось что–то похожее на шалаш или шатер. Во всех лопаточных костях заметны отверстия. Лопатки связывались между собой ремнями и набрасывались на шкуры,  которыми был укрыт шатер. В недавние времена крестьяне так уберегают стога от ветра.

В жилище горел костерок, но древесного угля на месте раскопок не найдено. Что же  жгли, если 15 тысяч лет назад в этих местах была еще тундровая растительность и очень суровый климат зоны вечной мерзлоты? Отапливались свежими костями, сохранившими  остатки жира и расщепленными на пластины. Плохо верится, что 15 тысяч лет назад человек знал эти премудрости, но в действительности пращуры оставили свидетельства того, чтобы были поистине разумными человеками. Их костер внутри жилища горел днем, а к вечеру его гасили, разметали теплую золу по полу, застилали его шкурами и укладывались на ночлег. Костер между жилищами нужно было поддерживать горящим.

Одевались древние в шкуры. В Юдинове обнаружены кости лошадей, северного оленя, овцебыка.  Питались мясом, добывая его на охоте. Коль скоро в фундаменте жилищ использовано три десятка черепов, охотиться умели. Но вот картинки, нарисованные в школьных учебниках, Гришин напрочь отметал:

– Считалось, что наши пращуры копали ловчие ямы, маскировались, запугивали зверя, загоняя его в ямы, потом добивали. Но даже школьники  сомневаются в правдивости такого предположения. Выкопать яму в мерзлоте заостренным ребром мамонта, без взрывчатки, как иногда говорят ребята, невозможно. Мамонты ведь достигали в высоту трех с половиной метров и весили до семи тонн. Люди могли бы охотиться на более легкого зверя – песца, волка, лисицу. Но что–то же облегчало охоту на мамонтов? В тот период ледник уже отходил, климат теплел, верхний слой почвы оттаивал, становился зыбким. Наверное, тяжелые животные проваливались, увязали ногами в трясине, становясь легкой добычей. Их запросто можно было добить, а еще мудрее – просто подождать, пока мамонт скончается. Прийти потом и снять шкуру, взять мясо. Семи тонн не нужно было людям – мясокомбината ведь не было, а остальную тушу доедали те же песцы, волки, лисицы, более мелкий зверь. И они тоже становились легкой добычей для людей. Видимо, так выглядела охота.

В пользу версии Леонида Гришина говорит следующее обстоятельство. На территории Восточной Европы находят большое количество останков мамонтов, но не найдено до сих пор ни одного целого скелета. Начинают собирать  вынесенные рекой или случайно  выкопанные  кости – всегда чего–то не хватает.

Обитатели юдиновской стоянки устраивали рядом с жилищем хозяйственные ямы, куда сбрасывали отходы кремневого производства, обглоданные кости и прочий мусор. На кого же были похожи эти люди? Как правило, школьники хором кричат: на обезьяну! Да нет же, внушал Гришин, это человек разумный, кроманьонец, как и мы. Если бы взять ребенка той поры и поместить его в нашу школу, то через некоторое время он, наверное, затерялся бы среди всех. Анатомическая разница тоже незначительная. Древние были пониже современного человека, но с более прочной и толстой костью. А в основном такие же люди. Пятнадцать тысяч лет – это  всего лишь два с половиной метра глубины, совсем не пропасть. Человеческие останки в Юдинове не находились. Поликарпович обнаружил  в хозяйственной яме одну только переломанную ключицу. Если бы здесь жили людоеды, то она была бы не одна. Захоронения, видимо, находились в другом месте.

Одна из юдиновских загадок связана с бусами, которые носили женщины той поры. Украшения изготавливались из ракушек черноморского моллюска. Как  они сюда попадали? То ли через межплеменной обмен , то ли древние рыцари ради своих дам пускались в далекие путешествия. На сухожилия  надевали не только просверленные ракушки, но и тонкие пластинки из расколотого бивня мамонта. Их резали  на квадратики. Еще нашли очень много украшенных ромбическим орнаментом стерженьков непонятного назначения, сделанных из кости. Они длиной больше спички, но потолще. На них нет ни бороздок, чтоб связать, ни отверстий, чтоб их нанизать на что–то. Археологи терялись в загадках, а Гришин подшучивал:

– А я догадался.  Это они делали счетные палочки.  Математикой начинали заниматься вечерами.

На гладкой, без отверстий, лопатке мамонта древний художник изобразил трех летящих птичек, причем пытался показать взмах крыла. Множество всех этих мелких находок отвезли в питерский музей материальной культуры. Поначалу археологи обещали возвратить их Юдиновскому музею, но в прошлом году резко отказали.

–  Если только недавно возникли какие–то новые причины, то ладно. Но мне  обидно думать, что меня обманывали изначально, – печалился Гришин. – Пусть в Министерстве  культуры обратят внимание на это и помогут возвратить хотя бы часть находок, чтобы не голые слова были, а чтобы я мог показывать посетителям бусинки и стерженьки. А то ведь и в Минске находки из нашей стоянки есть, и в московском Историческом музее, и в Питере есть, а у нас в Юдинове нет.

Сельские подвижники обид претерпели немало. Музей «Палеолит» не финансировался много лет. Он не отапливался, под крышей гулял ветер. По раскопу поползла зелень плесень, но сотрудница Эрмитажа Елена  Мельникова придумала состав, которым покрыли кости, и плесень уже не угрожала им. На конференция «Археология Подесенья», которая собрала в Юдинове ученых из разных стран, Леонид Гришин завел речь о сохранности стоянки. Для отопления он предложил использовать не обычные батареи, которые сразу испортят весь вид, а инфракрасные излучатели,  которые подвешивают на потолке. Ему предложили найти специалистов, которые подтвердят, что использование таких излучателей не разрушит кости.

– Да нет таких людей  в России, – сказал Леонид Иванович. – Ну кто наблюдал за стоянками,  где кости  в таком скоплении да еще открыты для обзора, а не в витринах?

Впрочем, один  специалист в стране был – сам Гришин. Много лет он  наблюдал за останками мамонтов. Еще  в 1947 году Поликарпович  передал школе небольшую коллекцию костей. Их положили в ящик и отправили на чердак  под железную крышу.  И забыли о подарке  почти на сорок лет, пока школу не стали рушить. Тогда останки мамонтов перенесли в краеведческий музей. На них не было ни единой трещины. Под железной крышей школы в солнечный день жара достигала 60 градусов, но тепло не разрушило кости. Главный бич для них – влага и  мороз.

В Юдиново приезжали ученые из Франции, США, Германии. Француз пожертвовал 25 евро. Сначала хотели их в витрину  положить как экспонат, но потом поменяли и использовали деньги на всякую канцелярию. Телефона в «Палеолите» не было,  трехкилометровое расстояние от краеведческого музея до него стоянки пращуров одолевали на велосипедах.

Глава  сельской администрации лет двадцать назад сжалился и дал на починку крыши 18 тысяч. Гришин пригласил охранника Михаила Черненка и еще двоих сотрудников:

− Сумеем без лесов справиться?

Мужики обвязались веревками и потащили тяжеленные швеллеры наверх. На весу и сделали весь ремонт. Боялись, что повредят кости мамонта, но ничего вниз не упало.

Смотритель пустынного музея говорил, что одному рядом с древним жилищем лучше не находиться: на душе  смутно становится, вроде как давят пятнадцать тысячелетий. Леонид Гришин смутой не тревожился, но  сильно огорчался, когда в очередной раз дверь музея взламывали и пытались украсть бивень. Кость крошилась, но варвары своих попыток не оставляли.

К  счастью, в 2021 году началась реконструкция музея.

Леонид Гришин ушел из жизни в 2018 году, оставив после себя немалое творческое наследие.

Разведка показала, что под современным селом  Юдиново скрывается огромная деревня площадью 3 гектара! Сегодня она исследована разве  что на сотую часть. Пока подземный мир даже трудно вообразить, но он напоминает о себе каждое лето. Купающаяся в реке Судости ребятня то и дело вытаскивает на берег кости и бивни мамонтов. Юдиновская земля таит потрясающий мир, который на десять тысяч лет древнее египетских пирамид.

Брянскую область начало заметать снегом

25 декабря 2025, Четверг, 23:02

Брянскую область начало заметать снегом

Судя по прогнозам, периодически снег будет идти до 31 декабря

В зоне боевых действий погиб Артем Малашенко из Брянской области

25 декабря 2025, Четверг, 22:23

В зоне боевых действий погиб Артем Малашенко из Брянской области

В зоне СВО погиб Артем Малашенко из Погара Брянской области

Антошин рассказал, сколько платят бойцам отряда «Барс-Брянск»

25 декабря 2025, Четверг, 19:39

Антошин рассказал, сколько платят бойцам отряда «Барс-Брянск»

Командир отряда «Барс-Брянск» Сергей Антошин на «прямой линии» ответил на вопрос о том, сколько платят бойцам

Командир «Барс-Брянск» Сергей Антошин на «прямой линии» рассказал об отряде

25 декабря 2025, Четверг, 19:07

Командир «Барс-Брянск» Сергей Антошин на «прямой линии» рассказал об отряде

Командир «Барс-Брянск» Сергей Антошин на "прямой линии" рассказал о боевых буднях отряда

Водителей предупредили о метели и снежных заносах в Брянске

25 декабря 2025, Четверг, 17:40

Водителей предупредили о метели и снежных заносах в Брянске

Ухудшение погоды повышает риски нарушений электроснабжения и происшествий на дорогах. Усиление ветра может привести к обрушению неустойчивых конструкций, повреждению кровли, падению деревьев и травмированию людей