Наверх

29 ноября 2015, Воскресенье, 14:32

Рогатые чудеса: что мешает разогнаться брянскому троллейбусу

Рогатые чудеса: что мешает разогнаться брянскому троллейбусу

Пожалуй, уже лет тридцать власти Брянска твердят, что не позволят загубить троллейбусы, что электрический транспорт не загрязняет города и удобен, что будут его развивать. И все эти годы троллейбусное управление влачит жалкое существование, а закупка даже одной новой машины превращается в событие. Почему так происходит? Почему при небольшой разнице в тарифах между маршрутными такси и троллейбусами первый вид транспорта приносит огромную прибыль, а второй убыточен? Только ли в двух рублях причина?

Своими размышлениями на эту тему с «Брянскими новостями» поделился экономист Александр Корнилов. Для начала редакция попросила ответить его на один из самых интригующих вопросов. Это пример приводился уже не раз. В украинских Сумах при более дорогом топливе маршрутчики берут за проезд около  7 – 8 рублей и еще получают прибыль. Брянские перевозчики, как ранее сообщалось, потребовали уже 21 рубль. Повысилась и стоимость билетов в троллейбусах, что опять не обещает ему процветания. В чем же секрет? 

В своей статье буду опираться на экономические показатели Брянского троллейбусного управления, юридические вопросы, имеющие значение для его финансов, и быть может, некоторые свои наблюдения.

Хватает только на зарплату

Что насчет Сум? Почему там рентабельно, а у нас нет? Для этого надо посмотреть их отчетность экономическую. Но что можно предположить? Дело  в том, что  ведь не только топливо и электроэнергия является расходами предприятия. Эти расходы составляют лишь 18 процентов (из них 15  – расходы на электроэнергию и только 3 – на ГСМ), а 56  процентов расходов составляет заработная плата и начисления на нее. На Украине гораздо меньше заработная плата и, быть может, меньше страховые взносы. 

В МУП «Брянское троллейбусное управление» (БТУ) средняя зарплата составляет 17,8 тыс. рублей, и предприятие платит все необходимые налоги, не используя серых схем. С маршрутками сравнивать не корректно, потому как у них нет такой строгой обязанности выдерживать график движения, они могут хитрить с уплатой налогов, ну, и главное – они не троллейбусы, поэтому нет необходимости нести затраты на электроэнергию, содержание опор контактной сети, самой контактной сети, диспетчеров и целого ряда сотрудников. 

Но, быть может, ситуация прояснится для нас еще больше, если мы все-таки перейдем к рассмотрению финансово-экономических и производственных показателей БТУ. 

В 2014 году доходы предприятия без субсидий (о них поговорим отдельно) составили порядка 250 миллионов (249 миллионов 565 тысяч рублей). Расходы предприятия составили порядка 454 миллиона рублей  (453 миллиона 965 тысяч рублей).

В структуре расходов за 2014 год, заработная плата сотрудников и отчисления на нее составили 258 миллионов 381 тысячу рублей: зарплата – 196 миллионов, отчисления – более 62. Как видим, заработка предприятия хватает лишь на выплату зарплаты сотрудникам.

Еще один существенный пункт – расходы на электроэнергию для троллейбусов и горюче-смазочные материалы, которые составили в 2014 году 82,5 миллиона. Причем стоимость энергии для транспорта превысила 68 миллионов. 

Общехозяйственные расходы составили в 2014 году порядка 40 миллионов, и еще примерно столько же – все прочие расходы. Тут надо понимать, что приходится обслуживать и ремонтировать контактную сеть, приводить в порядок подвижной состав, осуществлять его ремонт, поддерживать в должном состоянии здания и сооружения, производить ремонт в них, закупать необходимую технику и оборудование и еще много чего.

Итого, убытки предприятия в 2014 году составили −  204 миллиона 399 тысяч 500 рублей.

Однако выделяются и дотации из бюджетов. В 2014 году казна дала 106 миллионов 918 тысяч 400 рублей. Еще 53 миллиона отсудили у министерства финансов России (об этом подробнее чуть позже). Таким образом, финансовый результат предприятия составил:

107 + 53  − 205 = − 45 миллионов рублей, то есть 45 миллионов убытков за 2014 год.

Долги предприятия на конец года (кредиторская задолженность) составили 120 миллионов рублей (119 миллионов 768 тысяч рублей).

То есть по факту предприятие убыточное, в 2014 году убыток составил 45 миллионов рублей, а долги (вероятно, с учетом прошлых периодов) – 120 миллионов.

Теперь надо бы поговорить о природе субсидий и перейти к ситуации 2015 года, а также подумать над тем, почему предприятие убыточное?

Иск выиграли и проиграли

Надо сказать, что субсидии из бюджетов платят не просто так, эти деньги предприятие зарабатывает. Существуют три категории льготников: муниципальные, региональные и федеральные. Они покупают по льготной цене единый проездной билет и могут кататься на автобусах, троллейбусах, маршрутных такси, принадлежащих БТУ.

За муниципальных платит город, за региональных − бюджет области, а вот с федеральными есть сложности…

Вопросы социальной защиты в силу ст.72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Выходит, что вопросы по федеральным льготникам также находятся в совместном ведении.  И тут начинается самое интересное. Дело в том, что переходный период, когда эти льготы ложились на федеральный бюджет, давно закончился, и они должны оплачиваться из бюджета региона. Однако в бюджете области денег на эти цели не было заложено – еще в бытность губернатором Николая Денина. 

Не менее интересен  и другой факт: несмотря на то что указанный период прошел, в 2014 году БТУ, обратившись в посредническую контору, иск выиграло, за что уплатило фирме сумму в несколько миллионов рублей. Пошли разговоры о нечистоплотности. В 2015 году, имея на руках документы прошлого года, предприятие подало  такой же иск самостоятельно, однако ему было отказано в удовлетворении исковых требований. Не чудеса ли?

В первом квартале 2015 года девятый арбитражный апелляционный суд постановил оставить без удовлетворения исковые требования МУП «БТУ» к министерству финансов, в связи с чем МУП «БТУ» не получило компенсацию убытков на сумму 11 674,34 тыс. руб.

То есть, как мы понимаем, если с учетом федеральных компенсаций, отсуженных у минфина убытки БТУ составили в 2014 году 45 миллионов рублей, то, по логике вещей, в 2015 году без получения субсидий за федеральных льготников  (которые в 2014 году составляли 53 миллиона рублей) предприятие выйдет на финиш 2015 года с убытками в размере около 100 миллионов рублей.

Более того, неполучение этих денег уже сейчас парализует работу предприятия, ведь заработанных денег хватает лишь на выплату заработной платы.

Александр Корнилов

Продолжение следует

Фото: Александр Горох, «Брянские новости» 


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Брянская область оказалась в пятерке лидеров по инвестициям в мебельное производство

25 апреля 2024, Четверг, 07:45

Брянская область оказалась в пятерке лидеров по инвестициям в мебельное производство

Производство мебели в Брянской области по итогам 2023 года составило 7,3 миллиарда рублей, что на 8 процента выше, чем годом ранее

Строительство дороги телецентр − Фокинский район предложили начать в 2025 году

24 апреля 2024, Среда, 18:27

Строительство дороги телецентр − Фокинский район предложили начать в 2025 году

Строительство дороги от телецентра до Брянска-II могут начать в 2025 году. Как сообщил губернатор Александр Богомаз, область вошла в государственную программу на 2026 − 2027 годы

Брянский губернатор: Денег стало больше в 4 раза, а дорог построено в 10 раз больше

24 апреля 2024, Среда, 16:41

Брянский губернатор: Денег стало больше в 4 раза, а дорог построено в 10 раз больше

Одним из самых крупных проектов последних лет стал Славянский мост, соединивший три района Брянска. Также ведется работа над другой масштабной целью – строительством дороги, соединяющий телецентр и въезд в Фокинский район Брянска

В Брянске в этом году обновят значительную часть ветхих канализационных сетей

24 апреля 2024, Среда, 08:17

В Брянске в этом году обновят значительную часть ветхих канализационных сетей

В Фокинском районе Брянска в 2024 году заменят канализацию на улицах Белорусской и Стародубской

В Брянской области на 0,1 п.п. снизилась площадь жилфонда, оборудованного газом

24 апреля 2024, Среда, 07:45

В Брянской области на 0,1 п.п. снизилась площадь жилфонда, оборудованного газом

По состоянию на конец 2023 года в Брянской области эксплуатируется жилищный фонд в размере 37,8 миллиона квадратных метров