Наверх

14 октября 2013, Понедельник, 12:13

Пилот утонувшего в Десне «Калидуса» всю вину возложил на Кирюхина

Пилот утонувшего в Десне «Калидуса» всю вину возложил на Кирюхина
автожир

Странное впечатление оставило расследование июльской катастрофы вертолета «Калидуса», который утонул в Десне, погубив директора брянского авиаклуба Дмитрия Кирюхина. С одной стороны, расследование проведено очень тщательно, с другой – его выводы повисли в воздухе. И самое неприятно в том, что спасшийся пилот сейчас всю вину, по сути, валит на погибшего Дмитрия Кирюхина.

Расследование проводила комиссия межгосударственного авиационного комитета. Напомним, как произошла трагедия.

12 июля 2013 года днем при выполнении полета в простых метеорологических в Десну упал автожир «Калидус», который принадлежит частному лицу. В феврале 2013 года с этим же аппаратом произошел инцидент, в результате которого был заменён ротор, приборная доска, воздушный винт и передняя стойка шасси. Подробности происшествия неизвестны, так как инцидент не оформлялся. Комиссия пришла к выводу: «Наиболее вероятно, произошло грубое приземление с опережающим приземлением на переднюю стойку». Это характеризует пилота. Известно, что его лётная книжка не заполнялась, документы велись со значительными нарушениями.

Погода в Брянске 12 июля была тихой, видимость − более 10 километров. Лети и лети. И пилот летел, но очень низко, хотя должен был держаться на высоте 300 метров над землей. В провода около Черного моста он врезался на высоте 10 – 12 метров. Автожир позже был обнаружен на глубине 3,5 метра.

Дмитрий Кирюхин утонул, а пилот Валерий Стрельников, когда ему оказали первую помощь в Брянской областной больнице № 1, поторопился уехать. Причем администрация больницы отпустила его, не отобрав необходимые пробы крови на алкоголь и наркотические вещества.

Что предшествовало трагедии? Комиссия установила: «После посадки и заруливания на стоянку к автожирам подошла группа сотрудников аэродрома, среди которых был директор Брянского АСК «Бежица» ДОСААФ. Он заинтересовался автожиром и попросил выполнить показательный полет в этот же день. 13 июля на аэродроме в Бежице были запланированы показательные полеты с целью рекламы автожиров».

Предполетная подготовка сводились только к проведению инструктажа по технике безопасности. Изначально, со слов Стрельникова, планировалось выполнить полет по кругу, но так как в это же время на аэродроме прыгали с парашютами, решили лететь по маршруту № 5. Перед вылетом договорились, что директор будет вести радиосвязь и выполнять роль штурмана, а это является нарушением федеральных авиационных правил. Об этом пилот предпочитает не вспоминать, зато утверждает, что при выполнении маневров пассажир неоднократно вмешивался в управление:

− После взлета мы встали на маршрут и заняли безопасную высоту 300 метров. Дмитрий указывал мне дорогу, а я только выполнял его команды. Мы пролетели над рекой Десной и городом и долетели до Свенского монастыря. По пути Дмитрий рассказывал мне о городе, как бы проводя экскурсию. Над монастырем мы сделали пару кругов и полетели обратно тем же маршрутом. В процессе полета Дмитрий неоднократно просил меня разрешить ему поуправлять гиропланом. Я запрещал…»

Обратный полет выполнялся на высоте 150 – 200 метров, приборная скорость составляла 130 – 140 км/час.

Из протокола опроса очевидца:

«Вопрос: Он шел прямолинейно, плоскопараллельно, никаких эволюций не было?

Ответ: Ровненько шел и потом спокойно опустился.

Вопрос: Т.е. он сознательно спустился?

Ответ: Сам опустился. Он над водой еще метров 80 пролетел.

Вопрос: По-вашему мнению, когда он снизился, на какой высоте он летел над водой?

Ответ: 15-20 метров, точно определить не могу. У меня ощущение возникло, что он хочет взмыть над мостом.

Вопрос: Это, на каком удалении от вас?

Ответ: Мы увидели метров за 100, наверное, деревья мешали. Подошли к берегу, и в этот момент он пролетел перед нами и попал на первые провода. Оборвал, потом вторые.

Вопрос: У него не было никаких эволюций вверх-вниз, так он прямолинейно и летел?

Ответ: Летел на одной высоте и когда уже зацепился за первые провода, задрал нос, но все равно немножко пролетел передом и уже и за первые и за вторые провода зацепился и упал почти хвостом в воду.

Вопрос: Вы говорите − на малой высоте. На какой? Ниже моста или на уровне моста?

Ответ: Он летел на уровне моста где-то, у нас было ощущение, что он хочет под мостом пролететь. Потом он упал в воду, потом выплыл человек, и мы побежали ему помочь».

Из расчетов, произведенных на основании показаний очевидцев, комиссия пришла к выводу, что участок горизонтального полета на высоте 7 – 10 метров составлял, скорее всего, около 400 метров. Почему это важный вывод? Потому что пилот утверждает, что после пролета ЛЭП-1 он почувствовал резкое снижение вертолета и значительное увеличение скорости. По его мнению, это могло произойти в результате воздействия воздушного потока на автожир или блокировки ручки управления пассажиром, то есть Кирюхиным: «В момент первоначального плавного снижения ручка по неизвестной мне причине пришла в положение «от меня». По моему предположению, подобное могло произойти вследствие легкого стороннего физического воздействия». Фантастика, да и только! А вот еще: «Дмитрий ставил ноги на педали и очень плотно зажимал их так, что мне приходилось просить его убрать ноги с педалей».

Теперь можно говорить все – опровергать эти утверждения некому. Но вряд ли поверят версии Стрельникова те, кто знал Дмитрия Кирюхина и восхищался его мужеством и благоразумием.

И все же заключение комиссии заставляет задуматься:

«Причиной катастрофы автожира «Калидус» RA-0038А явилось выполнение полёта на предельно малой высоте (около 10 метров) над руслом Десны…

Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:

− недисциплинированность пилота, выразившаяся в нарушении указания руководителя полета о выдерживании высоты полёта по маршруту (300 метров);

− неудовлетворительное изучение района полётов с определением естественных и искусственных препятствий;

− недостаточная осмотрительность пилота в полёте;

− отсутствие маркировки и малозаметность проводов ЛЭП на фоне моста и поверхности реки».

Об июльской катастрофе судачили много. Утверждали, что на самом деле полет был осмотром земель для выбора места строительства дворца для некого толстосума, что оценивались земельные запасы вблизи Брянска. Но сейчас важнее то, какими будут выводы следствия. Пока создается впечатление, что блатные отношения перекочевали с дорог в небо.

Фото: Брянское управление МЧС, УМВД

В Брянской области завершили расследование ДТП с работниками ООО «Таймыр»

5 декабря 2025, Пятница, 12:59

В Брянской области завершили расследование ДТП с работниками ООО «Таймыр»

В Брянской области региональная инспекция труда объявила о завершении расследования ДТП, в котором пострадали два работника ООО «Таймыр»

В Дятькове в ДТП с двумя ВАЗами пострадали водитель и пассажирка

5 декабря 2025, Пятница, 12:41

В Дятькове в ДТП с двумя ВАЗами пострадали водитель и пассажирка

В городе Дятьково Брянской области при столкновении двух автомобилей ВАЗ пострадали мужчина и женщина, об этом сообщила пресс-служба автоинспекция региона

Брянский бизнесмен ответит за травму пострадавшего при обрушении грунта работника

5 декабря 2025, Пятница, 11:24

Брянский бизнесмен ответит за травму пострадавшего при обрушении грунта работника

В Дятькове Брянской области предприниматель ответит в суде за нарушение правил безопасности при проведении работ

У брянской границы военные РФ уничтожили замаскированный склад с боеприпасами ВСУ

5 декабря 2025, Пятница, 10:58

У брянской границы военные РФ уничтожили замаскированный склад с боеприпасами ВСУ

В граничащей с Брянской Сумской области Украины военнослужащие мотострелкового полка высокоточными беспилотниками уничтожили замаскированный склад боеприпасов ВСУ

В Брянской области мужчину арестовали за зверскую расправу с хозяином частного дома

5 декабря 2025, Пятница, 10:47

В Брянской области мужчину арестовали за зверскую расправу с хозяином частного дома

В Брянской области жителя Мглинского района арестовали за жестокую расправу с земляком, об этом сообщила пресс-служба регионального управления СК