Выбор редактора

20 сентября 2012, Четверг, 07:29

Брянские дети и взрослые попадают на дорогах в 30 «ловушек»

Брянские дети и взрослые попадают на дорогах в 30 «ловушек»

Почему дети чаще попадают под колеса автомобилей, нежели взрослые, причем пострадавших в ДТП среди мальчиков больше, чем девочек? Почем ни нас, ни наших детей «жизнь ничему не учит»? Всему это, оказывается, есть научное объяснение, которым с редакцией «Брянской Автомобильной газеты» охотно поделились представитель ОГИБДД по городу Брянску Ия Тризна.

– Причин случающихся ДТП, ясное дело, много, но как бы они не были разнообразны, 85-99% из них происходит по вине человека – пешехода или водителя. Особенно опасно сознательное нарушение «Правил дорожного движения», получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение. Аварии происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство попавших в дорожно-транспортные происшествия знали Правила, но намеренно нарушили их, – уверена капитан дорожной полиции Ия Тризна.

К большому сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем, связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное или нет) другим лицам, нарушающим Правила.

Установлена прямая зависимость между психоэмоциональными состояниями пешеходов и водителей и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине. Спешка, нервозность, общее утомление, хроническая усталость – все это тоже может стать причиной ДТП. Водители должны учитывать не только свое состояние, но и знать некоторые особенности поведения других участников дорожного движения, особенно детей. Необходимость особой осторожности и предупредительности в отношении детей вытекает из обстоятельств, что дети, в принципе, как и пожилые, и инвалиды не имеют достаточной психологической и физической готовности для участия в дорожном движении.

Все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного развития. Более того, они находятся в стадии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда, не всегда успешно). Но это взрослые, а дети?

Улица и транспорт – это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может «оценить» лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий порез или ожог - не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых у детей снижено чувство собственной безопасности. Часто ожидая момента перейти через дорогу, дети проявляют нетерпение.

Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных: внимание еще плохо распределяется. Дети смотрят в одном направлении. У них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Многие психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым. Так, ребенок из состояния покоя может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу.

В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, и особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретаемся не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Дети до 4-х лет, как правило, еще совершенно не знакомы с дорожными знаками. Ввиду отсутствия специальных знаний поведение детей базируется на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу остановиться на месте точно так же, как и их игрушечные автомобили.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В шесть лет ребенок, зачастую, еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация. Доказано, что частота нарушений Правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют напрочь забыть об опасности.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором, как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Иными словами, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, получается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Анализ статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций-«ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители!

Совершаемые ошибки часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании человека как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что с начала года в Брянске в ДТП пострадали 27 детей в возрасте до 16 лет. Можно ли спокойно относиться к этим цифрам?

Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно «ставят эксперимент на себе». Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность, несчастный случай: «Если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то...». Попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать правильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП – незнание «Правил дорожного движения» и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге. Впрочем, физиологические особенности детей и взрослых тут тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Фото ОГИБДД по городу Брянску и с Интернет-портала «Яндекс.Фотки»

День города чиновникам испортили антиденинским плакатом

На Брянщине началось тестовое вещание цифрового телевидения

На параде в честь освобождения Брянска проехали немецкие машины

«Малиновый» композитор Морозов провел скандальную агитацию за Денина

Другие новости

Поделиться

Новости по теме

28 марта 2017 Юный брянец украл 8 тысяч с банковской карты

28 марта 2017 Власти Брянска признали провал молодежной программы

28 марта 2017 Студентки устроили жуткую фотосессию с котенком

28 марта 2017 Девушка пожаловалась на изнасилование во сне

28 марта 2017 Школьник стал девушкой, чтобы вытянуть деньги у одноклассника

Комментарии

Редакция «Брянских новостей» и «Брянской автомобильной газеты» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

20:00, 28 марта 2017

Брянских водителей предупредили об опасной перемене погоды

15:05, 28 марта 2017

Брянская полиция обратилась к очевидцам наезда на 12-летнюю девочку

14:15, 28 марта 2017

В Брянске восстановили движение после аварии из-за рухнувшего тополя

В России и мире

02:04, 29 марта 2017

Антон Павлов (F.P.G): «Если ты не врешь - ничего не сложно!»

21:29, 28 марта 2017

Матч между сборными России и Бельгии закончился вничью

21:00, 28 марта 2017

Додон инициировал референдум о расширении своих полномочий

20:31, 28 марта 2017

Геи и безвиз: сексуальный тупик украинской революции

20:25, 28 марта 2017

Путин подписал закон о натуральном возмещении по ОСАГО

19:55, 28 марта 2017

Следствие выдвинуло версию о заказном убийстве главы управления МВД

19:19, 28 марта 2017

В Чебоксарах задержали бездомного-фальшивомонетчика

Последние новости

22:38, 28 марта 2017

Юный брянец украл 8 тысяч с банковской карты

22:33, 28 марта 2017

Власти Брянска признали провал молодежной программы

21:12, 28 марта 2017

Студентки устроили жуткую фотосессию с котенком

20:34, 28 марта 2017

Девушка пожаловалась на изнасилование во сне

20:01, 28 марта 2017

Школьник стал девушкой, чтобы вытянуть деньги у одноклассника

Отклики
читателей

Опрос

Вы согласны с введением платы на трассе «Украина»?

220 на 320 пикс.<-->