27 ноября 2025, Четверг, 07:00
Жителей Брянской области призвали освободить от «торгового рабства»
Жителей Брянской области, как и всех остальных россиян, призвали освободить от «торгового рабства». Заботу проявил глава Сбербанка России Герман Греф, который намекнул, что надо уравнять условия конкуренции между банками на маркетплейсах.
Сейчас многие крупные онлайн-ретейлеры – «Яндекс.Маркет», Wildberries, Ozon – продают товары на своих площадках дешевле, если покупатель рассчитывается за них карточками банков, подконтрольных этим площадкам. Как правило, даже если у человека нет дебетовой карточки банка, принадлежащего онлайн-ретейлеру, то она может быть оформлена практически мгновенно и бесплатно. Далее покупатель с помощью СБП переводит на нее деньги с другой своей банковской карточки. В результате покупатель получает скидку, маркетплейсы – денежные потоки, которые идут через их банки. Вот на эту схему крупные банкиры осерчали.
По мнению Германа Грефа, которое он высказал федеральным журналистам, скидочные предложения площадок только по карте банка маркетплейса можно считать «торговым рабством». Он отметил, что выступает не против скидок как таковых, а против ситуации, когда скидки предоставляются «в одни ворота». По мнению Германа Грефа, это создаёт нерыночные и неравные условия конкуренции. Впрочем, до этого момента ФАС России, присматривающая за недобросовестной конкуренцией, никаких нарушений не усматривала.
Руководители крупных российских банков написали письма о «торговом рабстве» в Центральный банк России, правительство, Госдуму, Совет Федерации и администрацию президента. Россияне, судя по их комментариям в сети, с трудом верят, что банкиры в письмах проявляли отеческую заботу именно о них, а не о своих карманах.
Глава одной из крупнейшей российской площадки Wildberries Татьяна Ким заявила, что это открытые нападки на российский цифровой бизнес. Также она обратила внимание на огромные доходы банкиров. Так, пять критикующих банков за девять месяцев 2025 года аккумулировали чистую прибыль в размере 1,93 триллиона рублей. Ким предложила властям дать пространство для конструктивного диалога между банковским сектором и онлайн-платформами с целью сохранения конкуренции.

Фото: «Брянские новости»
Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина поддержала банкиров. Он отметила, что скидки маркетплейсов, которые предоставляют собственные банки этих площадок, создают не вполне честные условия конкуренции. Она направила письмо в Минэкономразвития России, предложив ограничить возможность маркетплейсов менять цены в зависимости от способа оплаты, а также запретить им продавать финансовые продукты дочерних банков.
Россияне в сети бурно обсуждают спор банкиров и маркетплейсов. Судя по комментариям, они однозначно на стороне маркетплейсов, так как, во-первых, гражданам совершенно безразлично через какой банк проходят их деньги за покупки, во-вторых, пользование банками маркетплейсов позволяет получить реальные скидки.
Стоит отметить, что скидки по картам банков, принадлежащих онлайн-ретейлерам, это не российское новшество. К примеру, в США существуют системы card-linked offers и retail store cards. Многие крупные розничные сети и маркетплейсы там предлагают так называемые retail-карты (store cards) — это кредитки, выпущенные банками совместно с ретейлерами. При оплате такими картами покупатели могут получать скидки, кэшбэк или специальные предложения. Кроме того, существует практика card-linked offers: скидки или кэшбэк привязаны к конкретной банковской карте. Если покупатель зарегистрировал карту, вся оплата по ней может автоматически приносить бонусы при покупках у партнёрских продавцов.








