22 ноября 2025, Суббота, 09:04
От 700-летнего ножа до бронежилета: брянским ребятам открыли дверь в историю
− Вот бронежилет. Он весь порван был, со следами крови… Когда привезли его, я этот ящик даже боялась открыть…
Этот бронежилет носил Эдуард Лукошюс, Герой России из брянского поселка Локоть. Он погиб в зоне проведения специальной военной операции. Преподаватель Локотской школы №3 Татьяна Герасимова когда-то учила его, она многое может рассказать ребятам, которые заходят в школьный музей и заворожено рассматривают маленькую экспозицию, посвященную бойцу. А потом прикасаются к боевому ножу четырнадцатого века, который был найден на Брасовской земле, к столетней гармошке, к старому телефону, откуда сейчас раздастся «голос Путина».

Как рассказала «Брянская учительская газета», музей − удивительное дополнение школы, тот уголок, где история родного края предстает в виде уникальных предметов, где для ребят начинается путь к патриотизму. Однако маленький кабинет уже тесен, нужна помощь, и ее пообещал заместитель губернатора Алексей Жук.
В советские времена музеи были во многих школах, но потом, когда историю начали ломать, когда сознание не только молодого поколения наполняли антироссийской отравой, они просто исчезли. Куда-то пропали подлинные свидетельства эпох, ушли вместе с ними и рассказы о родном крае.
− Удивительно, но многие ребята не знают, пока не побывают в нашем музее, даже о том, что эти места связаны с братом императора Великим князем Михаилом Александровичем, − рассказала «Брянской учительской газете» Татьяна Герасимова. − Только здесь впервые видят портреты дореволюционного владельца Брасовской усадьбы, а также его брата Георгия. А ведь основой для развития промышленности наших мест были предприятия, которые построили при Михаиле Александровиче: и конезавод, и механические мастерские, и пенькозавод, и многое другое. Ну и, конечно, у нас ребята могут многое узнать о Великой Отечественной войне, о бойцах, которые сражаются в зоне специальной военной операции. В их глазах появляется какой-то особый свет. Так происходит только тогда, когда человек соприкасается с чем-то новым.

Музей основал бывший директор школы, краевед Борис Осипов. Он издал несколько книг об истории Брасовского района, собирал в деревнях предметы, которые пополняли экспозицию. В основном они рассказывали о Великой Отечественной войне, не только о героях тех лет, но и о простых людях, которые несли тяготы мрачного времени.
Татьяне Ивановне Герасимовой пришлось возрождать музей после смутных девяностых годов прошлого века, когда историю растоптали, изолгали, а потом сбросили «с корабля современности» − таков закон всех революций.
− У Бориса Васильевича был клуб «Поиск», и сам он, когда возглавлял районный отдел образования, ездил по школам и многие предметы привозил из отдаленных сел, − рассказывает Татьяна Герасимова. − К сожалению, эта работа, начатая в советские времена, не получила продолжения. Музей возродили несколько лет назад. Решили начать с русского народного костюма. Спросила у ребята, может ли кто-то принести старое платье или сарафан бабушек и прабабушек. И начали нести. В классе уже места не хватало, а нужно представить костюм так, чтобы было видно, кто его подарил, где он сшит. Тогда, около шестнадцати лет назад, и возникла идея: давайте создадим музей. В 2009 году у меня уже были посетители. Музей занял небольшую комнатку, где и находится поныне. Но я рада тому, что уже этот кабинет есть.

Сегодня в этом помещении, конечно, тесно. И не только потому, что удалось собрать множество исторических предметов, а потому что для их описи, систематизации и размещения нужно прежде всего специальное оборудование. Естественно, требуются немалые деньги. Потому пока ребята, заходя в комнату, выискивают в залежах то, что на виду: старый проигрыватель, который принес учитель истории, «Пионерская правда», еще один номер газеты, который рассказывает о гибели космонавтов в 1971 году, оружие разных исторических эпох, старая швейная машинка «Зингер», печатная машинка писателя Николая Родичева, который жил в Локте несколько лет.
Плотной группой держатся манекены, которые облачены в народные костюмы русских крестьянок. Казалось бы, в одном районе должны быть схожие узоры и покрой, но нет, каждая деревня хотела отличиться, потому такой интерес к брасовским костюмам был у фольклорных коллективов, которые приезжали в музей, выясняли, как сто или двести лет назад работали швеи.

− Все ручное, все самоценное, − с восхищением рассказывает Татьяна Герасимова. − Кстати, по ним можно понять, каким рослым стало нынешнее поколение. Сейчас рост многих наших тринадцатилетних школьниц − под метр семьдесят. Поэтому старинные женские костюмы кажутся совсем маленькими. Но вот такими были наши бабушки. Они говорили: «Что ни деревня, то поверье». Поэтому столь сильно и отличаются костюмы: у один воротничок особый, у других рукава, которые отрывались и заменялись новыми, когда старые износятся. Дом культуры часто показывает наши экспонаты на разных смотрах. А вот и наша большая гордость − книги, которые рассказывают о народных костюмах. Облачены в них наши девочки, выпускницы школы, которые выступили моделями. Не каждого заинтересует сарафан, а вот если его представляет знакомая девочка из нашей школы, то уже не отвернешься. Начинаются расспросы, как и что.
Так появляется интерес к истории. Нужна ниточка, которая выводит к большим явлениям, заставляет осмысливать происходящее. Сегодня пишется страница, которая заставляет ребят задумываться, погружает их в многозначительное молчание. Им рассказывают о боях под Авдеевкой и Красноармейском, об оружии воинов. Иногда часть экспозиции выносят в коридор, что тоже всегда привлекает внимание школьников. Они с трепетным чувством фотографируются за партами героев СВО.
В этом году в День учителя ребята решили напомнить учителям об их школьном детстве и подарили наставникам второе посвящение в пионеры. Эту миссию взяли на себя одиннадцатиклассники.
− Как было радостно и приятно, когда нам повязали галстуки! − рассказывает Татьяна Герасимова. − Звучали слова «Будь готов! Всегда готов». Это тоже живая история, ученикам теперь понятнее старые снимки, которые есть у нас в музее. Все фотографии, где запечатлены выпускники прежних лет, с каждым годом все ценнее. Многие выпускники нашей школы стали известными людьми, которые заявили о себе и в науке, и в медицине, и в гуманитарной сфере, а сейчас − в военном деле. Задумала как-то подготовить экспозицию, которая будет рассказывать о женщинах времен Великой Отечественной войны. Сколько же они выдержали, вытерпели! Это тоже должно знать новое поколение. Воспитательный эффект огромен. Однажды рассматривали фотографии прежних лет, и вдруг один мальчик воскликнул: «Ой, а это мой папка». И этот ребенок прямо на голову выше всех стал. Вот такая гордость: я учусь в школе, где учился мой отец. Ребята затихают, когда начинаю рассказывать про Эдика Лукошюса. Он по собственной воле пошел в зону боевых действий, не стал на диване отлеживаться, чтобы мы могли спокойно учиться, жить. Наступает тишина, ребята кивают головой. Сегодня уже два класса было, окружающий мир школьников становится гораздо шире после таких посещений, хотя у нас тесная комнатка. К знаменательным датам делаю специальные выставки. Можем иллюстрировать военную историю страны, у нас есть винтовка Мосина, пулемет Дегтярева, точнее, их остатки, лопаты 1941 года. Показываю телефон и говорю, что такой же был у президента Путина. Более того, сейчас можно позвонить ему − нажимайте. Дыхание приостанавливается, теряются. С этого начинаем историю телефонов.

А вот коньки, на которых бегали еще прабабушки нынешних учеников. А вот книга «Петр Первый», изданная в 1938 году. Переплет затерт, но такая интересная, руки ребят сами тянутся к ней. Дети ведь такие любопытные, они все хотят знать, но их внимание нужно пробудить чем-то. Музей в этом отношении бесценен, но его нужно кому-то передать. Кому? Татьяна Герасимова мечтает о том, чтобы нашелся увлеченный педагог, который продолжит ее дело. Но главная мечта − привести его в порядок. Теперь уже этого требует и небольшая экспозиция, посвященная Эдуарду Лукошюсу. Музей стал местом сбора юных добровольцев.
Школьники сортируют и готовят здесь подарки для воинов. Эта работа ведется непрерывно, мальчики и девочки очень ответственно к ней относятся. Сразу же было подхвачено предложение Татьяны Герасимовой о «копилке добра». Она предложила всем собрать остатки карманных денег, чтобы к Новому году купить для бойцов угощения. Собрали тысячу рублей и отправили солдатам конфеты. Никто не ожидал, что скромный подарок так растрогает их. Когда в школу принесли письма от бойцов, это потрясло и детей, и учителей. С помощью «копилки добра» за два − три месяца удается собирать сласти для бойцов. Фасуют подарки и в музее, и в школьном коридоре.

Музейная работа заставила Татьяну Герасимову углубиться в военную историю района. Она изучила личные дела многих жителей, которые сохранились в военкомате. Старые документы сохранили удивительные истории, говорит педагог:
− Многое узнала о нашей больнице, о том, кто и как работал. Личные дела тогда вели очень тщательно, описывались многие поступки людей. Оказывается, выговор можно было получить и за отказ чистить картошку в госпитале.
У Татьяны Герасимовой сохранилась коллекция новогодних игрушек советских времен, но разместить ее пока негде. Старую деревянную елку пока решили хранить на чердаке. Но детям нужно все не просто посмотреть, а еще и потрогать. Прежде всего требуется достойно оформить экспозицию, посвященную Герою России. Этот вопрос удалось обсудить с председателем Родительского комитета Брянской области.

Фото: «Брянские новости»
В школе, когда открывали памятную доску Эдуарду Лукошюсу, побывал заместитель губернатора Алексей Жук. Он убедился, что сотрудникам нужна помощь в переустройстве музея, и пообещал ее. Это обрадовало локотчан. Содействие областной власти будет очень кстати. Прежде всего потребуются удобные витрины, рассчитанные на то, что предметы будут рассматривать и ребята младших классов.
Сейчас в школе готовятся ко Дню Героев Отечества. Праздник был законодательно учрежден в 2007 году как продолжение дореволюционной традиции чествования георгиевских кавалеров. К 9 декабря музей, и школа смогут достойно рассказать о героях былых времен и современности.








