21 августа 2022, Воскресенье, 16:19
Буйный кикшеринг: чем может быть полезен брянским властям шведский опыт
В связи с развитием проката электросамокатов в Брянске встал вопрос о регулировании их использования. Первый опыт уже появился. Как сообщали ранее «Брянские новости», с Кургана Бессмертия исчезли кикшеринговые машинки.
Однако, как показывает практика, одними запретами почти ничего не изменишь. Иногда стоит обратиться к опыту других городов. Дело в том, что не только российские города столкнулись с ростом количества аварий и других инцидентов с участием электросамокатчиков. От этого страдают многие европейские мегаполисы.
Издание Bloomberg пишет, что власти шведского Стокгольма решили серьезно подойти к регламентированию использования электрических самокатов в городе. По словам министра инфраструктуры страны, улицы и мосты Стокгольма вот-вот будут освобождены от этих средств передвижения, в сентябре там вступают в силу соответствующие законы.
Изменения в законодательстве были постепенными, но они знаменует собой важный момент в развитии отрасли. По всей Европе города работают над тем, как сбалансировать рост числа людей, носящихся взад и вперед по улицам на двухколесных автомобилях с батарейным питанием, пишет деловая газета.
После смертельной аварии в 2021 году власти Парижа пригрозили полностью запретить самокаты, но все закончилось ограничением скорости в 10 километров в час в самых оживленных районах. Власти Осло, столицы Норвегии, запретили ночную аренду электросамокатов в попытке сократить количество несчастных случаев.

Фото: «Брянские новости»
В то же время прокатный бизнес быстро растет в Европе, и, по прогнозам онлайн-исследователя Statista, выручка участвующих компаний в этом году достигнет 640 миллионов долларов. Они также играют ключевую роль в снижении выбросов на дорогах для достижения экологических целей.
Летом 2021 года количество самокатов на улицах Стокгольма достигло рекордного уровня в 21 000 единиц. Затем власти стали снижать их число, управление дорожного движения Стокгольма ввело лимит в 1500 скутеров на одного бизнесмена с ежегодной платой в размере 1400 крон (140 долларов США) за транспортное средство. В настоящее время в Стокгольме насчитывается максимум 12 000 легально зарегистрированных электронных скутеров.
Наиболее ограничительной мерой в Стокгольме является введение специально отведенных парковочных мест для самокатов, в том числе городских общественных стоек для велосипедов. Теперь, отмечает издание, у полиции будет больше полномочий для удаления нарушающих правила электронных самокатов, а предприниматели будут оплачивать счета за неправильные парковки.

Фото: «Брянские новости»
Министр инфраструктуры Томас Энерот заявил, что сами компании не смогли контролировать использование самокатов, поэтому необходимо законодательное регулирование.
Газета приводит мнение жительницы Стокгольма Бьянки Франклин, которая использует электросамокаты в основном для поездок на встречи и для того, чтобы забрать свою дочь из школы. Она понимает, что нужно что-то делать. Проблема в том, что поиск специально отведенного места для парковки отнимает время, на которое рассчитаны электронные скутеры.
«Это может быть неприятно, когда вы спешите и не можете просто бросить скутер прямо за дверью», — говорит она. − С другой стороны, как пешехода, меня тоже раздражает, что они разбросаны повсюду».

Фото: «Брянские новости»
Компании уже начали постепенно реагировать. Voi, управляющая крупнейшей сетью в Стокгольме, в конце 2021 года внедрила систему, в соответствии с которой сотрудники постоянно просматривают фотографии, которые делают пользователи, чтобы показать, где они припарковали свой самокат. Неправильно припаркованные транспортные средства приведут к предупреждениям и, в конечном счете, к штрафам.
Другой оператор Bird начал просветительскую кампанию. Он разъясняет своим пользователям правила безопасности дорожного движения, а также добавил собственные парковочные патрули.
Компания по прокату Lime также начала обучение своих пользователей. Но в фирме не станут штрафовать людей чаще, заявил ее представитель.
Шведские чиновники считают, что новые правила повлияют на гонщиков. Помимо мер по парковке, в сентябре в Стокгольме также будет введен запрет на вождение электронных скутеров по тротуарам и дорожкам.

Фото: «Брянские новости»
Вопрос регулирования движения электросамокатов и других подобных транспортных средств в России до сих пор остается нерешенным. В МВД России их называют средствами индивидуальной мобильности. Статус СИМ как отдельной категории участников дорожного движения не определен из-за неподготовленности улиц и дорог России к этому, потому их движение остается неупорядоченным.
Минтранс и МВД разработали поправки, которые определяют правила дорожного движения для СИМ, еще осенью прошлого года. Они предложили ограничить максимальную разрешенную скорость передвижения для этих средств 25 км/ч, а вес — 35 кг.
Ранее «Известия» писали, что за пять месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число ДТП с участием СИМ: электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев — выросло на 35 процентов.

Фото: «Брянские новости»
Так как проблема стоит остро, начальник научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин в эфире радио «Комсомольская правда» предложил обучать российских школьников езде на электросамокате:
«Конечно, такого рода вопросы по большому счету, они все равно должны решаться на государственном уровне. Если [разработать] соответствующую примерную программу подготовки, если в ней будут предусмотрены соответствующие часы, ну почему бы и нет. Никаких сомнений в том, что это нужно, на самом деле нет».
В начале августа МВД России сообщило, что за первые шесть месяцев 2022 года в авариях с электросамокатами, сегвеями, моноколесами, скутерами и другими средствами индивидуальной мобильности погибли шесть человек, 382 получили ранения. Эти данные приведены в отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, отметил «Коммерсантъ».
Принятие ГОСТа для средств индивидуальной мобильности, включая электросамокаты, облегчило бы работу по внесению изменений в правила дорожного движения в части эксплуатации СИМ. Об этом сообщил начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин. В начале мая в пресс-службе Минпромторга сообщили ТАСС, что технический комитет по стандартизации «Дорожный транспорт» разработает такой ГОСТ.

Фото: «Брянские новости»
В настоящее время суды, рассматривая дела, в которых фигурируют СИМ, не спешит объявлять их транспортными средствами. Портал «Право.Ru» недавно опубликовал статью, в которой говорилось, что Верховный суд не стал приравнивать электросамокат к транспортному средству в одном из недавних дел. Он согласился с нижестоящими инстанциями, которые подтвердили штраф для самокатчика за езду по дороге — такой же, как для пешехода. В законодательстве есть пробел: неясно, чем должен руководствоваться человек, который управляет электросамокатом, моноколесом и так далее, отмечает эксперт.








