Наверх

2 декабря 2021, Четверг, 08:01

Преданья старины глубокой…

Преданья старины глубокой…
Фото: «Брянские новости»

Заслуженной популярностью у многочисленных гостей и жителей города Дятьково пользуется Музей дятьковского хрусталя.

История возникновения музея уходит в далекое прошлое. В 1835 году в Свод законов Российской империи был включён императорский указ об учреждении на предприятиях художественной промышленности заводских образцовых «…дабы были: школой для мастеров, кладезем идей для художников и для облегчения соображения начальству».

Так появилась образцовая комната на территории завода. Шло время, образцовая пополнялась экспонатами. В 1976 году, в Дятьково приезжает Степан Дмитриевич Полянский, член Политбюро ЦК КПСС. Он посетил завод и образцовую, и потрясенный увиденной коллекцией стекла, Полянский распорядился и впоследствии помог со строительством музея за территорией завода.

Так 31 июля 1976 года был торжественно открыт Музей стекла и хрусталя Дятьковского хрустального завода.

Сегодня, в этом огромном двухэтажном стеклянном здании, перед нами предстаёт удивительная коллекция стекла и хрусталя, где каждый экспонат рассказывает о высоком мастерстве дятьковских умельцев, о многообразии техник, методов декора, и, конечно же, имеет свою историю появления в музее.

На протяжении многих лет сотрудники музея вели поисковую работу старинных изделий: предметов домашнего быта, столовой посуды, декоративных предметов, памятных вещей и индивидуальных заказов, церковной утвари, документов по истории музея среди жителей города, работников хрустального завода, жителей других городов, частных коллекционеров и просто людей-энтузиастов, не равнодушных к русской культуре.

В музее, в зале старины, представлен кувшин пуговками, датируемый началом XX века, мастера Конкина. В коллекции музея он появился благодаря Прошиной Лидии Борисовны, которая его подарила.

Преданья старины глубокой…

По мимо внешнего вида, он интересен еще и необычным окрасом – розового цвета. «Золотой рубин» − так называется это стекло, одно из самых дорогих и красивых. Выразительный пурпурно-красный цвет обуславливается очень маленькими частицами металлического золота в стеклянной массе. Рецепт такого стекла был открыт немецким алхимиком Иоганом Кункелем в 1679 г в городе Потсдаме, 70 лет его держали в строгом секрете. В России заново был открыт М. В. Ломоносовым на Усть-Радицкой фабрике в 50-е годы XVIII века, а в конце XIX века это стекло уже варили и на Дятьковской хрустальной фабрики.

В залеXIXвека представлены сложные пресс-папье, переданные семьями г. Дятьково − Гунченко А. С., Зверева З.Д., Макарова Г. Н., Дымникова В. И., Козявин М. Х.

А также пресс-папье, подаренное Ткачевский Валентин Федорович. Оно принадлежало его деду, о чем свидетельствует надпись в нижней части: «Ткачевский» «Г.» «Н.» − Ткачевский Гавриил Николаевич.

Преданья старины глубокой…

Род Ткачевских связан с Дятьковским хрустальным заводом. Гавриил Николаевич в середине XIX века работал лесником у Мальцова. Его сын – Федор Гаврилович – с 1923 года работал на ДХЗ − главным бухгалтером, Валентин Федорович (1914 − 2000) работал в лаборатории, был заместителем начальника цеха обработки, с 1964 по 1981 – директор ДХЗ.

Особого внимания заслуживает коллекция Печенковой Ольги Тимофеевны, старейшего работника производства, потомка известной фамилии – Риккль. В дар музею она передала коллекцию старинного дятьковского стекла, принадлежащую семье Рикклей и многие ценные документальные материалы: пресс-папье, принадлежавшее её деду Викентию Францевичу Рикклю, специалисту хрустальной фабрики, и сахарница, из молочного стекла, и ваза для цветов с цветной нитью, и чернильница, и стаканчик с заманчивой надписью: «Прошу кушать» и еще много интересных предметов домашней утвари.

Преданья старины глубокой…

Приятно осознавать, что частичку своей души, тепла внесли в коллекцию музея люди, которые не связаны с заводом и музеем, да и с городом тоже.

Много лет назад, в Санкт-Петербурге, в Елагином дворце проходила выставка из фондов музея хрусталя, на которой были представлены работы дятьковских умельцев. Одну из жительниц до глубины души тронула эта экспозиция и завязалась переписка. В семье Хотимской Б. бережно хранились две кружечки, датируемые 1875 годом с клеймом Дятьковской фабрики и надписью по кругу: «Хрустальная фабрика Дятьково М.П.Т.Т.». Буквенная аббревиатура обозначает − Мальцовское Промышленно Торговое Товарищество.

В XIX веке продукция Дятьковского завода постоянно участвовала в отечественных и зарубежных промышленных и художественных выставках, они приносили успех, признание и награды, в том числе присуждалось право изображать на изделиях Российский Государственный Герб.
Преданья старины глубокой…

Сегодня эти экспонаты представлены в зале старины.

Свой вклад в историю музея внес Отец Александр ( был настоятелем Дятьковского Преображенского храма). Он передал уникальную и единственно сохранившуюся стеклянную иконостасную плитку из
Мальцовской дятьковской церкви XIX века.
Преданья старины глубокой…

Дарители – это значимые люди, которые внесли свой вклад в историю музея, в историю своего края. Благодаря их подаркам в залах экспонируются предметы, рассказывающие о временных этапах, о способах и техниках изготовления.

Среди дарителей встречаются такие фамилии как: Зверева З.,Смолькина М. Н., Штыркова С. П.,Кисёнков Е.,Моисеевым И. М., Иваненко Л. Т.,Манешиным В. Н., Чернов В. П., Ахрамеева Л М., Малицкий Е.Д., Велюхов В.С., Жинжикова И. Н., Тараканова И. В, Порошина В. Ф., Соловьев Н.Е., семья Кизловых, Самсоновых, Бабаевых. И это далеко не все.

Работники музея бережно хранят экспонаты и рассказывают их уникальную историю, являются первыми заинтересованными людьми в пополнении коллекции.

Коллектив музея выражает огромную благодарность и признателен всем, кому не равнодушна история нашего края и приглашает в музей, увидеть своими глазами эти и многие другие уникальные экспонаты XIX века в собрании музея.

О.А. Кизимова, заведующий научно-просветительским отделом ГАУК «Музей дятьковсого хрусталя»

Возрастное ограничение 12+


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
В храме поселка Локоть отметили малый престольный праздник

19 июля 2024, Пятница, 05:54

В храме поселка Локоть отметили малый престольный праздник

В день памяти преподобного Сергия Радонежского храм в поселке Локоть Брасовского района отметил малый престольный праздник

Дирижер Брянского симфонического оркестра Амбарцумян и его жена решили уйти

18 июля 2024, Четверг, 20:27

Дирижер Брянского симфонического оркестра Амбарцумян и его жена решили уйти

Главный дирижер и художественный руководитель Брянского симфонического оркестра Эдуард Амбарцумян решил уволиться

Спасо-Преображенский женский монастырь принял помощь

17 июля 2024, Среда, 05:53

Спасо-Преображенский женский монастырь принял помощь

Добровольцы «Белых парусов» вместе с иереем Илией Бурдуковым и участниками «Русской общины» посетили Спасо-Преображенскую обитель древнего города Севска

Брянские паломники посетили святыни Калужской земли

16 июля 2024, Вторник, 05:53

Брянские паломники посетили святыни Калужской земли

Во время посещения святой обители Оптина Пустынь паломники приняли участие в Божественной литургии

Брянские власти объяснили скандал с дирижером Эдуардом Амбарцумяном

15 июля 2024, Понедельник, 20:25

Брянские власти объяснили скандал с дирижером Эдуардом Амбарцумяном

Департамент культуры Брянской области откликнулся на публикацию Брянского симфонического оркестра по поводу причин  скандала с дирижером Эдуардом Амбарцумяном