Наверх

24 октября 2020, Суббота, 07:29

Забытая Россия: досталинская индустриализация

2 Забытая Россия: досталинская индустриализация
Двухэтажный вагон Тверского завода. Начала 20 века. Фото: «Рекорды Империи»

Бунты, мятежи, перевороты, революции. Некоторые революции называли даже Великими, и в этом историческом тщеславии многое кроется. Наступил черед «оранжевых» переворотов. Он коснулся Белоруссии. Для брянцев это совсем рядом. Не все понимают, что там происходит, между тем ответы есть, и они заложены в истории России.

Московский историк Андрей Борисюк и приехал в Брянск с этой миссией − показать истоки переворотов, чтобы люди задумались, прежде чем хвататься за булыжники, коктейли Молотова, снайперские винтовки, колья, кастрюли. Прежде чем скакать с речевками и рваться туда, где вместо грезящегося царства удовольствий ждет пропасть.

На лекцию Андрея Борисюка пришли студенты, историки, представители власти, любознательные брянцы. Лекция получилась страстной. И убедительной. Если посмотреть источники, на которые автор ссылается в своих книгах «История России, которую приказали забыть. Николай II и его время» и «Рекорды Империи. Эпоха Николая II», то уже это должно вызвать уважение. Список огромен. Исследователь провел много времени в архивах, перелистывая в том числе скучные отчеты имперских министерств, статистические сборники, не говоря уже о воспоминаниях и работах множества историков. Голословность − это уже не наука, а Андрей Борисюк − ученый. Исследователь того, что вроде бы и не может быть белым пятном в силу своих масштабов, но, как ни удивительно, стало таким пятном. Такова была идеология коммунизма − отрицать огромную часть прошлого Родины, принижать значение тех или иных событий, свершений.

Сфера научных интересов Андрея Борисюка − время правления Николая II, революции, Первая Мировая война, жизнь и деятельность патриарха Тихона, историософия. Это не удивляет. Он обучался в православной гимназии им. Константина Богородского, окончил исторический факультет Православного Свято-Тихоновского университета.

С началом горбачевской «перестройки» в страну хлынул поток литературы, которая ранее была запрещена. Она представляла почти неизвестный для тогдашнего читателя взгляд на историю России и революцию. Вдруг оказалось, что у страны все же была дореволюционная история, и какая! Россия, словами Андрея Борисюка, была страной высоких ценностей и высоких технологий, тогда как Запад показывал высокие технологии и прагматизм. Отказ от высоких ценностей, предательство духовных канонов, предательство прежде всего элитами, и привел Россию к катастрофе.

Этот период, сказал Андрей Борисюк, быть может, самый искаженный во всей нашей истории. После революции о периоде эпохи Николая II и о нем самом было сложено множество мифов, которые удобрили гигантским числом фальсификаций:

− Эти искажения являются довольно опасными, поскольку ударяют по нашему историческому самосознанию. В общественном сознании после революции слагался опасный стереотип: якобы история успеха нашего государство − это только советское время. До того якобы было только царство разрухи. Стереотип опасен тем, что выбивает из-под нас исторический фундамент. Он не дает нам воспользоваться вековым опытом побед. Исторические документы полностью противоречат этому мифу. Опираясь на источники, мы видим, что история успеха нашей страны − это многие века. И в этом контексте эпоха императора Николая II играет ключевую роль. Потому что эта эпоха − результат развития русской цивилизации в течение многих веков. Каким был результат? Неужели темное царство разрухи? Это бросает тень на весь наш исторический путь. Эпоха императора важна как мост между новейшей историей и давней. Мы можем сравнить, каким образом задачи индустриализации решали Российская Империя и Советский Союз. Тем самым можем сделать выводы об эффективности имперской и советской моделей в сопоставимые периоды времени.

Царь и его семья были канонизированы, и уже поэтому его личность вызывает интерес. Но, уверен Андрей Борисюк, до сих пор непонятно, каким он был и что сделал для страны. Потому нужно обратиться к этому периоду, который стал своеобразным маяком:

− Преимущественно мифы об Императоре создавались для оправдания революции. Другая часть мифов − превозношение успехов СССР.

Принято считать, сказал Андрей Борисюк, что советская власть построила с 1917 по 1940 годы железные дороги рекордной протяженности −  25 тысяч километров:

− Да, это огромная цифра, эти заслуги пропагандой преподносились как что-то беспрецедентное. Звучит все это выглядит торжественно и триумфально, если не брать в расчет, что за равный период времени до революции было построено 46 тысяч километров дорог. Безусловно, чтобы преподнести эти 25 тысяч километров как что-то беспрецедентное, про предшествующие 46 тысяч километров надо было просто забыть. Причем в 1914 году многоколейных дорог строили 28,4 процента от общей протяженности, в 1940 году − 26,9. Время пропаганды закончилось, но мифы тиражируются по инерции и до сих пор наносят вред, ударяя по нашему историческому самосознанию, потому пришло время обратиться к эпохе Николая II на основе проверяемых данных, конкретных цифр, документов.

В начале прошлого века Россия вела грандиозные стройки. Железные дороги стали фундаментом индустриализации. Они нужны для снабжения предприятий топливом и сырьем, для оборота товаров. Император это понимал, потому в первое же пятилетия своего правления он увеличивает расходы на строительство дорог с 10 до 30 процентов бюджета. Такого не было больше никогда.

− Безусловно, это был рискованный шаг, − говорит Андрей Борисюк, − и если бы вложения не обернулись прибылью, это привело бы к катастрофическому экономическому кризису. Но на риск пошли. И этот шаг принес успех. Железные дороги становятся ключевой статьей доходов бюджета, и мы видим взлетный рост, особенно с 1910 года.

Рекордные вложения государства в железные дороги повлекли быструю отдачу − бурное развитие промышленности и торговли. Они стали основной русского экономического чуда начала двадцатого века. По объему бюджетных доходов императорская Россия опережала США, Англию, Францию. Конкурировать с ней могла лишь Германия, но Россия развивалась быстрее.

С 1895 по 1916 году в России произвели 17 тысяч паровозов, за последующие 25 лет «советы» одолели только 15600. Огромными темпами развивались судостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность страны, которая якобы ходила «в лаптях». В 1916 году Император утвердил заказ на постройку 7500 автомобилей. Строятся заводы АМО, который позже переименовали в ЗиЛ, Рыбинский моторный завод, Русско-Балтийский.

С 1894 по 1913 годы укладывается свыше миллиона километров телефонных и телеграфных проводов. Строительство железных дорог позволило России резко нарастить добычу угля, медной руды. С 1913 по 1916 годы происходит десятикратный выпуск металлообрабатывающих станков. Растет выработка электроэнергии,  увеличивается выпуск цемента, нефтепродуктов. Причем достигаются такие показатели развития, такие темпы, которых в советские времена так и не добились. Снимки того периода доказывают, что создавались промышленные гиганты. Невозможно представить, что такое строительство велось более ста лет назад в «отсталой России», но таковы шаблоны советской и западной пропаганды.

Расчеты показывают, что к 1920 году Россия стала бы абсолютным лидером по доходам государственного бюджета. По валовому объему продукции страна была уже на четвертом месте, а по темпам его прироста − на первом. Это все равно что сейчас она находилась бы в одной группе с США, Японией и Германией, стремительно обгоняя их.

У немцев в начале века имелось несомненное преимущество. Огромные запасы каменного угля находились рядом с центрами производства и сбыта. В России запасов угля было намного больше, но производства оказались отдалены от них. Именно поэтому требовалось развивать железнодорожную сеть. Император это понимал, и страна вышла на рекордные темпы развития. Уже в тридцатые годы Россия могла догнать Германию по уровню промышленного производства и обойти ее. О том, что русские скоро будут доминировать в Европе, говорили и европейские экономисты.

Революция принесла беды, страдания, были убиты, погибли от голода, болезней миллионы человек. По уровню промышленности, говорит Андрей Борисюк, страна откатилась вообще в девятнадцатый век:

− После провала были достигнуты благодаря сталинской индустриализации высокие темпы, но даже эти форсированные рекордные достижения не позволили выйти на уровень развития Российской Империи. Именно поэтому к 1941 году мы отставали от Германии по добыче угля, выплавке стали, выработке электроэнергии. Естественные темпы развития нашей промышленности привели бы к более выгодному положению. Отечественной промышленности не нужна была революция, ей были нужны железные дороги, снабжение каменным углем. В Империи это понимали, потому там стремились не согнать всех силой и заставить работать, а построить эффективную экономическую систему. Привлекали лучших людей к планированию такой системы. И это дало результат. В 1916 году Россия устанавливает рекорд. В эксплуатацию вводится 5400 километров железных дорог. Тогда же принимается программа еще более форсированного развития железнодорожного транспорта. Ставилась задача сооружать не менее 6500 километров дорог в год. И к этой цели приблизились. До 1940 года в России должны были построить 100 тысяч километров дорог, но в Советском Союзе к этим цифрам никогда не приблизились. Вместо взлета, который планировался и к которому приблизились, случился провал. Транспорт не развивался в необходимых объемах, что затормозило многие процессы. Рекорды эпохи Николая II в советские времена не замечались. Но любые попытки обесценить достижения терпят крах. Они держатся только на сокрытии данных. Но эти данные удалось найти. Император понимал, что нужно делать для развития страны. В первые же годы правления он предпринимает эффективные и гениальные шаги для этого.

Естественно, время требовало грамотных людей. Вовсе не большевики ввели бесплатное общее образование − это начали делать задолго до революции.

«Согласно документации Министерства народного просвещения», под всеобщим обучением поднимается обеспечение всего населения школьного возраста бесплатными школами в радиусе не свыше трех верст», − указывает Андрей Борисюк. − По факту развернулось рекордное строительство. Всего при Николае II создано более 60 тысяч школ».

Естественно, поток эти цифр и доводов возбудил ревность у тех брянских историков, которым близка школа советской пропаганды. В качестве привели брянский пример: директор Бежицкого рельсопрокатного и железоделательного завода поддержал революционеров. Дескать, все было так плохо, народ жил так тяжело, что иного выхода, чем все разрушить до основания, не находили. Андрей Борисюк ответил убедительно: уж у директора-то точно все было, он ни в чем не нуждался. Зачем же ему поддерживать смутьянов? Да потому, убежден историк, что тогдашняя элита потеряли веру в свою страну, предала ее, прельстившись западным либерализмом.


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Сортировка: по дате по лайкам по дизлайкам
  1. Сергей Кулиничев.
    Опять всё и все успехи один сотворил. Однако один он только от Престола отрёкся, чем вверг Империю в небытие.
    • 569
      Никакой московский историк не сможет изменить сознание жителей,пока они будут ощущать на себе обманы и не уважение к себе со стороны всех властей,ведь все жители читают прессу и обращаясь во все инстанции не находят для себя ответов,так же как и изменений ситуаций,Почему обязательно нужно верить этому историку по поводу директора завода,который ни в чем не нуждался,На территории Брянска было очень много закрытых почтовых ящиков,были директора,но парка автомобилей и дворцов,в отличии сегодняшних депутатов и чиновников,не было.Вопросы должны решаться цивилизованно,а не бунтами,Но для этого нужны исполнения законов,не ущемляющих права населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Брянская почта вымотала людей медлительностью

25 ноября 2020, Среда, 07:57

Брянская почта вымотала людей медлительностью

Брянская почта не просто вымотала людей медлительностью, на что жалуются уже не первый месяц. В условиях коронавируса непозволительны очереди в отделениях связи, но они не сокращаются

На смену доллару придет цифровой рубль

25 ноября 2020, Среда, 03:07

На смену доллару придет цифровой рубль

Виртуальные деньги помогут отвязать российскую экономику от американской валюты?

Брянск достиг наконец своей вековой мечты и блаженства

24 ноября 2020, Вторник, 13:52

Брянск достиг наконец своей вековой мечты и блаженства

Новые рестораны, кафе и гипермаркеты окончательно подтвердили, что жители Брянска пришли к своей заветной цели − создать общество потребления

В правительстве оценили ситуацию с коронавирусом в стране

23 ноября 2020, Понедельник, 16:45

В правительстве оценили ситуацию с коронавирусом в стране

Сейчас власти держат ситуацию с заболеваемостью под контролем, считают эксперты

Взгляд из брянской глубинки: «Мы себя не знаем, а ставим клеймо на Путина»

23 ноября 2020, Понедельник, 06:27

Взгляд из брянской глубинки: «Мы себя не знаем, а ставим клеймо на Путина»

Белой вороне жизнь тоже дарит радости. Хотя жить белой вороне сложнее, чем соплеменникам. Оно и понятно: кто из стаи не позволит себе удовольствие клюнуть белую в макушку

162 queries in 0,136 seconds