Наверх

13 октября 2019, Воскресенье, 15:53

Что происходит с российской медициной?

Что происходит с российской медициной?
Фото: vk.com/ybody

В России недостает онкологов, психиатров, ортопедов, окулистов, неврологов, врачей скорой помощи. Минздрав предложил привлекать иностранных граждан для решения проблемы нехватки специалистов. Сейчас, по данным Минтруда и Минздрава, кадровый потенциал российских врачей может покрыть потребность страны в медиках только на 4% (?!). Выход один – мигранты, которым готовы предоставить упрощенный порядок получения российского гражданства. Минздрав выдвинул соответствующий проект на общественное обсуждение.

Большинство граждан страны ежемесячно, еженедельно, ежедневно сталкивается с тем, что в городских и районных поликлиниках не хватает специалистов. Как ни реформируй эту вполне продуманную некогда систему, которая почему-то ухитрялась оставаться стройной при советской власти, как ни обижай главврачей понижением в должности и превращением их в заведующих филиалами по новым московским правилам, то тут, то там, а проблема дает о себе знать. И «плесенью на стенах», как в известном скандале на территории знаменитого онкоцентра, и долгой очередью, и записью пациентов на недели вперед к нужному специалисту даже в тех случаях, когда тебе ни дня нельзя тянуть с операцией.

Так же, как в случае со СПИДом – синдромом приобретенного иммунного дефицита, проблема дефицита врачей носит системный характер и содержит в себе человеческий фактор: нет нарушений в поведении, собственном или профессиональном, – нет СПИДа. Вот он, пресловутый человеческий фактор.

Откуда, собственно, взялся дефицит врачей?

Он возник не сегодня, а «вчера», когда начиналась гремевшая по всей стране реформа здравоохранения, и даже раньше – «позавчера», в середине 90-х годов. Тогда на волне эйфории в стране менялось всё – в том числе, и складывавшаяся десятилетиями, уникальная, как сейчас на Кубе, советская система здравоохранения, когда одинаково достойную врачебную помощь в поликлинике получали все: от уборщицы до директора школы, от продавщицы до декана. Да, ради экономии времени сверхзанятых персон были сделаны исключения: с течением времени появились больницы для партийной номенклатуры, медицинские комплексы для офицеров Военно-морского флота и других родов войск, медицинские учреждения для ученых и сотрудников Академии наук СССР, для членов Союза писателей, для дипломатов… Но, во-первых, этих исключений было все-таки немного, а во-вторых, они тоже были вполне демократичны: в крупной ведомственной поликлинике в одни и те же врачебные кабинеты входили как академики, так и обслуживающий персонал.

В 90-е годы, во времена экономического поворота от позднего социализма к раннему капитализму чиновники от медицины и «социалки» разработали совершенно новую для страны систему медицинского страхования.

В Москве этим сразу воспользовались те самые «поликлиники для избранных»: они стали продавать по безналичному расчету время своих врачей медиацентрам и другим крупным учреждениям, предприятиям, фирмам, а также за наличные – физическим лицам. И это казалось нам довольно удобным, пока мы не поняли, что при капитализме социальные службы дремать не будут, и они действительно частенько передавали коллективы из более дорогой поликлиники в более скромную. Именно тогда мы познакомились и с военно-морскими врачами, и с писательскими, и с врачами нефтяников. Не успеешь привыкнуть к одному доктору (а он – к твоему сердцу и твоей щитовидке), как с нового года едешь за медпомощью на другую улицу.

Но и это было еще полбеды. Самый кайф пошел с открытием новых медцентров, которые высосали из общедоступной медицины огромное количество врачей. Нет-нет, речь идет не о преступных самодеятельных псевдомедицинских пунктах, где из бережливых до скопидомства, но недалеких старушек выкачивают их последние гроши, – это уж последняя ступень падения. Я о другом – о вполне легальных новых медицинских центрах, которые точно так же заключали договоры на обслуживание. Вот они-то врачей – как опытных, так и молодых – и переманили за обещание высоких зарплат. В одном из медцентров я год обслуживалась, потому что была вписана в пропуск сына.

И это было царское обслуживание. Тихая тенистая улица в центре Москвы. Два этажа в солидном, старом генеральском доме. Тугая дверь с улицы в настолько просторный вестибюль, что где-то в его углу уместилась регистратура.

– Вы к какому врачу? Секунду! – звонок в кабинет. – Посидите, пожалуйста, в кресле. За вами уже идут.

– Да я бы и сама поднялась!

– Нет-нет, у нас так положено.

За мной пришла молодая женщина. Я думала – медсестра. Нет, врач.

Кроме сопровождения на второй этаж и приятной продолжительности врачебного приема, когда можно было выговориться всласть, обслуживание в элитной поликлинике ничем не отличалось от обычной.

Через 12 месяцев я вернулась в районную поликлинику. Из того года в медицинском центре вспоминаю только два момента: исключительно милые русские лица врачей и тягостные мысли о моих соседках по дому, томящихся часами в очереди к участковому врачу, которой отпускалось на одного пациента сначала 20, а впоследствии 12 минут и к которым присоединилась и я.

Сегодня более шумными остаются очереди к кардиологу, которого физически не хватает на всех старушек-сердечниц, хотя он сильный мужик, откуда-то с Кавказа. Терапевт – таджик , кстати, оказался прекрасным диагностом. В администрации очень хорошая начальница, врач-грузинка… И все стулья в коридорах, как всегда, заняты ждущими пациентами. Пациент ведь – от слова «терпение».

Так что, Боже сохрани, я не против врачей нерусской национальности, врачей-мигрантов и выпускников медвузов других городов России. Одну тяжелую операцию мне сделал превосходный хирург-казах Дамир Самратов, другую, столь же тяжелую, – врач, как мне говорили, родом с Алтая – Андрей Саранцев, мою подругу спасла от сильной боли в плече врач-армянка, опять-таки меня от проблем с нервами, вызванных переизбытком гормона, – врач-дагестанка из научного центра эндокринологии…

Да, пожалуй, и в Киеве, и в Тбилиси, и в Бишкеке найдутся для нас и психиатры, и неврологи, и офтальмологи. Главное, чтобы они хорошо знали медицину и русский язык, и чтобы крик о помощи из России не лишил этой же помощи пациентов в их странах.

Но, может быть, надо для начала поставить точный диагноз самой российской медицине и организации медицинского обслуживания в многомиллионной стране? Что-то явно не так у нас в этой области.

Надо бы проанализировать (возможно, с участием ОНФ), хватает ли нам выпускников наших медицинских университетов и институтов? Не пора ли увеличить прием в эти вузы и навести порядок с зарплатами врачей? Посмотреть, достаточно ли выпускается в России фельдшеров и медсестер и опять-таки оценить их зарплаты. Подумать, как расширить профессиональные и учебные возможности православной медицины – там, поверьте, есть чему поучиться, только о ней мало кто знает…

Но начать следует все-таки с диагноза – точного диагноза современной российской медицине. А потом уже звать на помощь мигрантов.

Источник: «Столетие»

Попавшемуся на пирожках взяточнику «ласковый суд» заменил колонию штрафом

18 февраля 2026, Среда, 19:29

Попавшемуся на пирожках взяточнику «ласковый суд» заменил колонию штрафом

С 2018 года по 2020 год чиновник регулярно получал от предпринимателей взятки за покровительство нелегальным торговым точкам, ежемесячные транши доходили до 30 тысяч рублей

Напавшие на брянские села террористы начали создавать «антипутинскую» армию

18 февраля 2026, Среда, 06:44

Напавшие на брянские села террористы начали создавать «антипутинскую» армию

Террорист из организации нацистов, напавших на брянские села Сушаны и Любечане, заявил о создании «антипутинской» армии

За брянской границей нанесен удар по ресторану во время сборища офицеров ВСУ

18 февраля 2026, Среда, 06:07

За брянской границей нанесен удар по ресторану во время сборища офицеров ВСУ

В Сумах нанесен удар по ресторану, где могли в это время находить не только офицеры ВСУ, но и наемники

Биологическое оружие у брянской границы: возвращение пройденного

17 февраля 2026, Вторник, 05:47

Биологическое оружие у брянской границы: возвращение пройденного

Компания Palantir разрабатывает ядерное и биологическое оружие для Украины. В американских лабораториях, расположенных возле границ Брянской области, создавалось биологическое оружие

«Запад скинул все маски, его цель − уничтожение России»

16 февраля 2026, Понедельник, 21:31

«Запад скинул все маски, его цель − уничтожение России»

Запад поставил цель уничтожить Россию, заявил заместитель председателя Госдумы Александр Бабаков