19 Августа, Понедельник,

16+

11 июня 2019, Вторник, 02:26

Зачем в школы России зовут специалистов без педагогических дипломов?

Зачем в школы России зовут специалистов без педагогических дипломов?

В ближайшее время специалисты, студенты и аспиранты, не имеющие педагогических дипломов, получат официальную возможность читать «профильные» предметы в школах. Об этом заявила вице-премьер-министр Татьяна Голикова на прошедшем намедни заседании итоговой коллегии Минпросвещения.

«Вы помните, что в соответствии с поручением президента подготовлен законопроект о внесении изменений в закон об образовании, который позволит школам привлекать к занятиям специалистов из других сфер, студентов, аспирантов, не имеющих педагогического образования, но имеющих специализацию по предмету. Мы очень рассчитываем, что первое чтение — оно запланировано в Госдуме на июнь 2019 года — пройдет, и мы быстро продвинем этот законопроект» — цитирует заместителя главы правительства РФ ТАСС.

В принципе, прямого запрета на то, чтобы, например, специалист в области информатики без учительской «корочки» читал соответствующий предмет в школе, и так не было. Однако ранее для того, чтобы доказать это, следовало ссылаться на целую цепочку нормативных актов, что не могло не вызывать определенных разночтений. Теперь же в правительстве решили сделать ситуацию однозначной.

Почему исполнительная власть озадачилась данным вопросом – догадаться несложно. В текущем году министр просвещения РФ Ольга Васильева неоднократно заявляла о значительном дефиците в стране педагогических кадров, который в дальнейшем должен только нарастать. Сегодня в школах России работают 1,3 млн учителей, однако только 5,5% из них – молодые специалисты в возрасте до 29 лет.

Если существующие тенденции сохранятся, то уже через 10 лет, к 2029 году, России будет не хватать более 188 тыс. педагогов. Сегодня система среднего образования уже ощущает острую нехватку учителей начальных классов, английского языка, математики и информатики. Согласно обнародованным недавно в СМИ данным экспертных опросов, только в 52% российских школ наблюдается «полный комплект» по всем педагогическим специальностям.

Такая ситуация стала производной сразу от нескольких проблем.

Во-первых, базовая учительская зарплата – весьма невелика. Официальная статистика среднего заработка педагогов выглядит очень неплохо (в столице и на Севере доходит почти до 90 тыс. рублей в месяц), но в ней есть ряд нюансов, на которые следует обратить внимание.

В частности, многие учителя вынуждены работать на 1,5, а то и на 2 ставки, от чего само качество их работы, соответственно, снижается. На практике, работающим на одну ставку педагогам в части регионов приходится довольствоваться зарплатами на уровне ниже 20 тыс. рублей.

Во-вторых, существует моральная составляющая проблемы. Следует признать, что и в советские времена педагоги на фоне многих других профессий зарабатывали немного. Однако престиж учительского дела был чрезвычайно высок, и он поддерживался всеми доступными средствами – например, кинематографом. Сегодня же тотальная либерализация, фанатичное увлечение родителей «правами» своих детей и уходящий корнями в «лихие 90-е» рост уровня криминализации социума приводят к падению авторитета педагогов.

Поэтому в СМИ регулярно всплывают случаи избиения школьниками учителей, нападения подростков на школы или нецензурных оскорблений педагогов учащимися. А родители-активисты смакуют в соцсетях подробности того, как они «ставили на место» не угодивших их отпрыскам учителей.

Все вышеперечисленное сказывается на моральном весе «инженеров детских душ» в обществе, и это достаточно опасно. Педагог – это одна из ключевых профессий, необходимых для нормального функционирования современного социума. Не зря профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в 1866 году в газете о том, что победа Германии над Австрией – это победа немецкого учителя над австрийским.

А Джон Кеннеди, в своих публичных выступлениях неоднократно признавая, что СССР по ряду научных и образовательных параметров обходил США, призывал американцев подражать советскому народу в этих вопросах и констатировал, что успехи Советского Союза в космической гонке непосредственно связаны с образовательными достижениями Москвы.

Если мы хотим, чтобы у нашей страны и в дальнейшем были научные успехи, сопоставимые с успехами середины и начала второй половины ХХ века, необходимо срочно укреплять и переводить на качественно новый уровень отечественную систему образования.

Конечно, идея активнее привлекать специалистов без педагогических дипломов  сама по себе весьма неплоха. Однако вряд ли ее можно считать ответом на все вопросы.

Человек, не имеющий ни малейшего представления о педагогике и психологии, попав в окружение детей, может сильно наломать дров в отношениях со школьниками.

Ну, или, как минимум, утонуть в ворохе специфической документации. Чтобы этого не произошло, для таких специалистов нужно организовать хотя бы педагогические курсы. А потом – нечто вроде наставничества с опытными учителями.

Да и вряд ли высококлассный химик или специалист в области IT вдруг согласится пойти трудиться на зарплату в 20 или даже 30 тысяч рублей.

Региональные чиновники в последние годы наговорили педагогам много неприятных вещей – называли их материальные требования (зарплаты более 9 тыс. рублей) «завышенными» и призывали забыть о нормальной жизни – с поездками на отдых за границу и качественными автомобилями. Чего они добивались таким образом? Обратного отбора? Чтобы самые активные и способные заранее не шли в педвузы? Или по выпуску из них –уходили трудиться в другие сферы? А детей кто в этом случае будет учить, простите?

Теоретических вариантов поддержки учителей немало. Во-первых, это рост заработной платы. Во-вторых, социальные гарантии и льготы. В-третьих, что также немаловажно,  защита от противоправных посягательств. В 2014 году в СМИ промелькнула и исчезла новость о прекрасной инициативе – введения специальной юридической ответственности для тех, кто оскорбляет или преследует педагогов. Потом об этой идее все подзабыли, а зря. Учителя бы сразу почувствовали  себя увереннее.

Ну и, конечно, как в старые добрые времена, поддерживать престиж учительской профессии можно с использованием PR-технологий. Положительные образы учителей должны появиться в кинематографии, художественной литературе, новостных телепередачах. Без реализации данного «триединого» комплекса мер эффективность всех остальных мероприятий в поддержку будущего отечественной системы образования может оказаться недостаточной.

Источник: www.km.ru


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Жители Брянска попросили не добивать троллейбус

19 августа 2019, Понедельник, 10:33

Жители Брянска попросили не добивать троллейбус

Жители Брянска попросили спасти электрический транспорт. По их мнению, надо развивать и автобусное, и троллейбусное движение

Самый невезучий житель Брянска стал самым счастливым

19 августа 2019, Понедельник, 07:01

Самый невезучий житель Брянска стал самым счастливым

Самый невезучий и впечатлительный житель Брянска Николай Антоненко стал самым счастливым. Ранее Николай описал множество своих приключений, в которых настрадался

«Мозг есть – ума нет»: в Брянске призвали не покупать мотоциклы

18 августа 2019, Воскресенье, 07:30

«Мозг есть – ума нет»: в Брянске призвали не покупать мотоциклы

Жители брянского поселка Белые Берега призвали не покупать мототехнику «малолеткам». По их мнению, родители обрекают своих детей на беды