Наверх

28 апреля 2019, Воскресенье, 01:01

Нелегкая дорога к храму

Нелегкая дорога к храму

Наш народ может по праву гордиться своей великой многовековой историей, которая неотъемлемо связана с Православием и Церковью. Невзирая на все испытания, выпавшие на её долю, Церкви удалось выстоять. Сохранив свое историческое предназначение, она продолжает оберегать морально-нравственные устои, духовные и культурные ценности христиан в современном мире, когда цифровые и сетевые технологии открывают небывалые возможности…

Как сказано в докладе «Цели развития тысячелетия», подготовленном для Генеральной Ассамблеи ООН, «информационно-коммуникационные технологии полностью изменили образ жизни, работы и общения людей. Их роль и значение продолжают повышаться благодаря техническому прогрессу, расширению сетей, снижающимся ценам и увеличению количества приложений и контента… Смартфоны продолжают дешеветь и получать все более широкое распространение. Продолжающийся рост их вычислительных мощностей способствует обеспечению бесперебойного предоставления услуг все большему числу людей во всех секторах, которые только можно вообразить».

Однако современный мир с его технологиями создает не только блага. Перед государством, гражданским обществом и Церковью возникают новые вызовы и угрозы, принять и достойно преодолеть которые возможно лишь совместными усилиями.

В своем выступлении в Государственной Думе РФ в январе 2019 года Патриарх Кирилл обратил внимание депутатов на необходимость развития конструктивных отношений между властью и обществом, налаживания диалога с молодежью; особо затронул вопросы, связанные с развитием цифровых технологий.

Патриарх, в частности, отметил:

«Церковь не против прогресса! Но совершенно очевидно, что современный прогресс несет в себе опасности и, в первую очередь, для свободы человека. Потому что подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью. Церковь за подлинную, а не за мнимую свободу человека».

И далее подчеркнул:

«Поэтому все технические средства, которые могут потенциально ограничивать человеческую свободу или уже реально ее ограничивают, у нас вызывают опасения».

Русская православная церковь «по роду своей деятельности много и доверительно общается с представителями различных социальных групп, не понаслышке знает о проблемах и заботах соотечественников», регулярно высказывает свое мнение, основанное на христианском вероучении, по актуальным для общества вопросам. Еще в феврале 2013 года Архиерейский Собор РПЦ опубликовал «Позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», в которой подтвердил, что «в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем, жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия – отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь».

Опасения граждан также подтверждаются данными Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В его ежегодном докладе (май 2018 г.) приведены конкретные цифры. Так, по вопросам совести и вероисповедания к Уполномоченному в 2017 году поступило 810 обращений. Заявители и общественные объединения писали о нарушении своих прав – от незаконности действий сотрудников правоохранительных органов в отношении верующих (40%) до злоупотреблений свободой творчества в ущерб свободе совести и вероисповедания (9%).

По словам омбудсмена, большое число обращений касается проблемы электронной идентификации личности, учета и обработки персональных данных верующих. Некоторые прихожане уклоняются от применения новых электронных технологий, используемых при взаимодействии с государственными учреждениями и коммерческими организациями, что приводит к негативным последствиям как для них самих, так и для членов их семей. Они лишаются пенсий, пособий, дотаций, материнского капитала, возможности устроиться на работу и пользоваться другими социально-экономическими и культурными правами.

Ранее, в марте 2000 года, Священный Синод Русской православной церкви сформулировал общую позицию: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

Однако по отдельным конкретным вопросам применения информационных технологий, учитывая их стремительное развитие и регулярное появление новых способов использования, Церковь ежедневно ведет разъяснительную и просветительскую работу среди своих прихожан, активно участвует в открытом диалоге с властью, российским и мировым сообществом.

Одной из проблем применения информационно-коммуникационных технологий с помощью Интернета и социальных сетей является возможность негативного влияния на массовое сознание и настроения людей. Бесконтрольное распространение призывов к участию в публичных мероприятиях зачастую приводит к подстрекательству людей на совершение противоправных действий. Без какого-либо законодательного регулирования цифрового пространства оно становится благодатной почвой для некоторых профессиональных активистов, паразитирующих на проблемах общества. Подобные активисты часто, подменяя благие цели защиты прав и свобод человека и гражданина своими личными, коммерческими или политическими целями, порождают конфликты, намеренно создают дисбаланс в обществе. Особую опасность представляют собой злоупотребления правами верующих.

В этом отношении показательны акции протеста против строительства православных храмов в Москве, проводимые в защиту скверов, парков и зеленых насаждений. Часто такие акции являются несанкционированными, к их участию привлекаются не столько местные жители, сколько проживающие в других районах столицы.

Социальная активность подобного рода – это не стихийное мероприятие, а заранее подготовленный план действий для достижения конкретных целей со своей системой операционного управления, внутренними и внешними коммуникациями.

Мессенджеры и социальные сети в условиях массовой доступности смартфонов позволяют использовать их в качестве эффективного инструмента и удобного медиа-ресурса для вовлечения в протестные акции.

Как и любая маркетинговая коммуникация, сетевое мероприятие – это та же самая «работа с клиентом».

Социальные медиа и мессенджеры предоставляют возможность оперативно довести нужную информацию до сведения целевой аудитории, получить от нее обратную связь, осуществлять многостороннюю коммуникацию в режиме реального времени. При этом организаторы не несут особых затрат. Им достаточно лишь найти или создать подходящий для протеста информационный повод, разработать и выполнить медиа-план, осуществляя контроль онлайн, «из-за кулис».

Подобные технологии представляют особую опасность ещё и потому, что позволяют «кукловодам» протестных кампаний использовать персональный подход к каждому участнику, с учетом индивидуальных особенностей его личности. Это новый, виртуально-опосредованный формат социального воздействия, для которого не существует пространственных и временных границ. Человек, попавший в фокус такого воздействия, рискует стать жертвой манипуляторов, утратить собственные жизненные приоритеты. Поэтому, чтобы не оказаться слепым орудием в чужих руках, человеку необходим морально-нравственный ориентир, которым являются национальная культура и духовное наследие нашего общества, оберегаемые Церковью.

По результатам исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение» среди жителей Москвы в октябре 2014 года, 67% опрошенных москвичей подтвердили, что придерживаются православной веры. В феврале 2019 года этот показатель увеличился до 72%.

В наши дни Русская православная церковь совместно с миллионами верующих из разных уголков России и зарубежных стран продолжает вести работу по духовному возрождению. Разрушительными действиями советской власти были уничтожены десятки тысяч храмов (точное количество неизвестно до сих пор). В апреле 2011 года стартовала Программа строительства православных храмов в Москве, в рамках которой на территории столицы изначально планировалось возвести 200 новых храмовых комплексов («Программа-200»). В 2014 году эта цифра увеличилась в полтора раза за счет территории Новой Москвы. Финансирование «Программы-200» осуществляется за счет сбора благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие Правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и предоставлении помощи в решении вопросов с подключением к техническим коммуникациям города.

Учитывая масштаб строительства, Московским патриархатом была проделана кропотливая подготовительная работа: собраны исторические факты, подтвержденные статистическими данными; проведены социологические наблюдения и опросы общественного мнения; налажен конструктивный диалог с властью и москвичами. Данная инициатива Русской православной церкви получила понимание и поддержку большинства москвичей, освещается в средствах массовой информации. Успешные результаты строительства можно увидеть и оценить не только вживую, но и на официальном сайте «Программы-200». На текущий момент возведено 62 храма, еще 30 находятся в процессе строительства. Достигнутые результаты лучше любых слов доказывают общественное одобрение и значимость этого проекта.

Однако, как и любое благое начинание, реализация «Программы-200» сталкивается с человеческим непониманием, недоверием и даже открытым противостоянием. В средствах массовой информации время от времени появляются сообщения об акциях протеста против строительства новых храмов. В случаях, когда такие акции были обоснованны, места строительства новых храмов неоднократно переносились в интересах местных жителей.

17 февраля на севере столицы прошел митинг-протест против строительства храма в Бескудниково. По данным интернет-телеканала «Царьград ТВ», наиболее громкие «факты», озвученные противниками строительства, оказались заведомо ложными. Например, сообщение о том, что храму передадут территорию площадью в 4 гектара, или о том, что строительство ведется за счет бюджетных средств. Беспочвенными оказались и опасения митингующих, что в ходе строительства могут пострадать зеленые насаждения. Шесть деревьев, которые растут в зоне строительства, будут заботливо пересажены, а на территории храма высадят множество новых.

Примечательно, что после того, как митингующие получили ответы на свои вопросы, митинг превратился в акцию поддержки строительства храма. Доводы «против» оказались несостоятельными.

Подобная акция с беспочвенными заявлениями и требованиями является не единственной в своем роде. Создается впечатление, что «Программа-200» стала объектом организованных нападок со стороны определенных групп, чьи цели не имеют отношения ни к интересам местных жителей, ни к самому процессу строительства, ни к заботе об экологии. При этом все мероприятия широко освещаются в Интернете и социальных сетях. Публикуемые сообщения часто сопровождаются рекламой коммерческого содержания, что наводит на мысль о корыстных целях организаторов акций.

Восстановление и строительство храмов ведется не только в Москве, но и по всей России, где, как и в столице, появляются активисты, стремящиеся помешать этому процессу. Например, в Екатеринбурге, названном в честь святой великомученицы Екатерины, на протяжении десяти лет обсуждается вопрос о восстановлении Екатерининского собора. Исторически это был первый храм, построенный в столице Урала. В 1929 году собор был полностью разрушен по распоряжению советской власти, а на его месте построен фонтан.

Изначально предлагалось восстановить собор на его исконной территории. Однако активисты добились того, что место возведения храма переносилось дважды. Сначала они выступили в защиту фонтана, затем в защиту искусственного острова в городском пруду. Сейчас они отстаивают зеленые насаждения в местном сквере.

Уральский политтехнолог А. Пирогов, который, как говорится, «в теме», утверждает, что подобные мероприятия проводятся организованными группами активистов со своим ядром сторонников, которые в состоянии разворачивать быструю агитацию. По его словам, «чем больше акций, подобно этой, они проведут и чем меньше внимания власти и прочих интересантов будет этому уделено, тем больше будут сами активисты мотивированы на дальнейшее требование диалога. Тем более все видят, насколько серьезна эта тема, и как хорошо на ней можно “хайпануть”».

Хайп — это еще одно, новое явление, возникшее в процессе развития цифровых технологий. По мнению филологов В. Крячко и И. Цветкова, опубликованному в научно-методическом журнале «Концепт» (№6, 2018), хайп (от англ. hype – вид рекламы, отличающийся особой агрессивностью и навязчивостью, целью которой является искусственное формирование вкусовых предпочтений потребителя) «правильнее было бы назвать антирекламой, поскольку его задачей является продвижение на рынке потребления продукции далеко не лучшего свойства, что больше похоже на обман и мошенничество, чем на рекламу… Не случайно, видимо, понятие “хайп” легко ассоциируется с лексемой “пиар” (“пиарить”, “пропиарить”)». Отсюда «хайпануть» часто употребляется в значении «прославиться», получив в Интернете множество откликов других пользователей.

Следует понимать, что доступность цифровых технологий позволяет людям различных возрастов, убеждений и уровня знаний публиковать в сети любой контент в самых разных целях. Социальные сети – один из наиболее эффективных инструментов создания и координации протестных настроений. Поэтому современному человеку необходимо по-новому научиться воспринимать и оценивать информацию, делать выводы, основываясь на достоверных фактах и проверенных сведениях, а главное, здраво оценивать последствия своих действий с позиции закона, морали и нравственности.

Не менее важно выработать систему и механизмы общественного контроля над сомнительными действиями отдельных сетевых ресурсов, которые намеренно атакуют традиционные ценности и духовные устои, пытаясь расшатать наше государство.

В заключение хочется напомнить слова из обращения президента России В.В. Путина к участникам Архиерейского Собора Русской православной церкви:

«Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны отстаивать справедливость, истину, правду, сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную, ценностную основу. Идти вперед, впитывая все новое и передовое и оставаться Россией ― навсегда».

Источник: «Столетия»


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Пьяный брянский мальчик − это больно

22 апреля 2024, Понедельник, 10:48

Пьяный брянский мальчик − это больно

Фокинский район Брянска. На лавочку в сквере «Паровоз» присели девочки, которым не более 12 лет. Одна общается по телефону, другие едят чипсы − что же еще? Из телефона слышится мат подростка

Опустеет ли в Брянске легендарный Щукинский рынок

16 апреля 2024, Вторник, 09:34

Опустеет ли в Брянске легендарный Щукинский рынок

Пойдут ли брянские власти вслед за главой Крыма Сергеем Аксеновым, который запретил мигрантам работать в сельском хозяйстве, на производстве продуктов питания

Мордобой отделившихся

15 апреля 2024, Понедельник, 15:23

Мордобой отделившихся

Они отделились от Союза, чтобы построить свое государство. Как и бандеровцы. Но пока получилось только навязать свою любовь Западу

Министерство западного просвещения решило учить брянских детей патриотизму через чирлидинг

15 апреля 2024, Понедельник, 06:01

Министерство западного просвещения решило учить брянских детей патриотизму через чирлидинг

Брянских детей будут учить патриотизму посредством русской народной игры в гольф  и чирлидинг. Что, не слышали о таких? И гольф не очень русский?

Руководители брянских школ выкинули велосипеды детей за забор

13 апреля 2024, Суббота, 07:15

Руководители брянских школ выкинули велосипеды детей за забор

Школьники широко разрекламированной в Брянске школы № 71 вынуждены оставлять свой двухколесный транспорт за забором образовательного учреждения