Выбор редактора

5 марта 2019, Вторник, 14:59

Крылатый «Буревестник»: что известно о таинственном русском оружии

Крылатый «Буревестник»: что известно о таинственном русском оружии

Крылатая ракета с неограниченной дальностью «Буревестник» — одно из самых таинственных изделий в российском военном арсенале. Известно о новинке стало в прошлом году. О ракете с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) заявил лично президент России Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию. Из шести представленных тогда систем вооружения пять уже находятся в высокой степени готовности. Испытания сверхтяжелой ракеты «Сармат» и подводного беспилотника «Посейдон» идут полным ходом.

На опытно-боевое дежурство заступили боевые лазеры «Пересвет» и гиперзвуковые комплексы «Кинжал». В нынешнем году в РВСН появится первый ракетный полк, оснащенный маневрирующим блоком «Авангард». Но вот о судьбе «Буревестника» до сих пор практически ничего не известно.

Между тем в зарубежных средствах массовой информации «Буревестник» медленно, но уверенно приобретает образ инфернального оружия. В частности, заявляется, что эта крылатая ракета несет экологическую угрозу. Ведь при полете она выделяет радиационный след.

Как сообщают иностранные СМИ со ссылкой на разведывательные источники, испытания «Буревестника» сопровождаются постоянными авариями. В частности, одно изделие даже утонуло вблизи Новой Земли. И на поиски ракеты ВМФ России отрядило целую поисково-спасательную экспедицию.

Так в чем же секрет «Буревестника»? И действительно ли эта ракета так опасна для экологии? 

Что показали

В 2018 году Минобороны опубликовало видео испытательного пуска «Буревестника». Ракета стартовала с наземной пусковой установки. Также были опубликованы кадры самого полета КР. Они были сделаны с борта самолета-истребителя.

Военное ведомство показало и цех, где проходит сборка «Буревестников». На хронике видны покрашенные в красный цвет ракеты. Они размещены в неких металлических контейнерах. Красный цвет говорит о том, что представленные изделия — это испытательные образцы. Такой краской ракеты покрывают не случайно. Она делает изделия при видеосъемке контрастными. И это серьезно облегчает процесс видеофиксации и обнаружения ракеты.

Внешне «Буревестник» немного похож на авиационную крылатую ракету Х-101. У обоих изделий весьма характерная угловатая форма носовой части и фюзеляжа. Сделано это для уменьшения радиолокационной заметности КР. В то же время «Буревестник» гораздо больше «сто первой».

Если сопоставить рост инженеров и размеры ракеты на видео из производственного цеха, то получится, что длинна новой КР около 9–11 м. У Х-101 этот показатель чуть более 7 м. Поэтому смело можно утверждать, что новая крылатая ракета значительно тяжелее своей более традиционной авиационной «напарницы». И это неудивительно. Ведь на ее борту разместился целый атомный реактор.

Еще одна отличительная черта «Буревестника» — это расположение крыльев. У «сто первого» они расположены в нижней части ракеты. А вот у КР с ЯЭУ они находятся вверху. И визуально они гораздо больше плоскостей Х-101.

Как это работает

Принцип работы КР с ядерной энергетической установкой достаточно прост. По бортам ракеты находятся специальные отсеки с мощными и компактными нагревателями, работающими от ядерной энергоустановки. В них попадает атмосферный воздух, который нагревается до нескольких тысяч градусов и превращается в рабочее тело двигателя. Вытекание горячего воздуха создает тягу.

На представленных Минобороны видео с полетом ракеты отсеки с нагревателями, а также выходящий горячий воздух видны достаточно отчетливо. Также следует внимательно присмотреться к видеосюжету с цехом производства «Буревестников».

В конце ролика показана не закрытая в контейнер КР. Ракета лежит в полетной конфигурации (с раскрытыми крыльями) и просто укрыта брезентом. Под ее днищем также можно рассмотреть некий достаточно большой элемент конструкции. Скорее всего, это и есть отсек с мощными нагревателями.

Именно необходимость разместить эти элементы конструкции заставила разработчиков перенести крылья ракеты в верхнюю часть изделия. Там они не мешают работе нагревателей и не создают проблем с аэродинамикой ракеты.

Увеличенные габариты изделия, атомный реактор и достаточно тяжелые нагреватели ставят под сомнение возможность запуска «Буревестника» с борта бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Возможно, что в качестве самолета-носителя можно применить тяжелые военно-транспортные Ан-124 и Ил-76. Но такое предположение скорее из области фантастики.

Поэтому с большой долей вероятности запускаться «Буревестник» будет с некой наземной пусковой установки. Не исключено, что та будет подвижной и выполненной на автомобильной базе.

Радиоактивный след

Насколько вероятно, что во время полета «Буревестник» оставляет за собой радиоактивный след?

Начнем с того, что воздух, выходящий из двигателя, проходит через нагревающий элемент. Так что некий, но весьма ограниченный по времени контакт с радиоактивными элементами возможен. Хотя не исключено, что российские конструкторы нашли способ существенно снизить (или вообще предотвратить) такое взаимодействие.

В своем выступлении президент России Владимир Путин рассказывал, что новая ракета с ЯЭУ сможет длительное время патрулировать в заданных районах. А потом по команде начать выдвижение к цели. Поэтому маскировка и невидимость для противника — это залог эффективности боевой работы изделия.

Но вот даже слабый радиоактивный след — это верный демаскирующий признак «Буревестника». Обнаружив радиацию, противник сможет направить в район самолет дальнего радиолокационного обнаружения. А несколько радиоактивных следов позволят противнику выявить примерный маршрут КР.

В мире уже давно существует надежная защита малогабаритных ядерных реакторов. «Буревестник» — это весьма компактное изделие. Вблизи от ЯЭУ находятся системы управления и навигации. И «фонящая» установка окажет серьезное влияние на работу этих важнейших систем КР.

Как найти цель

Между тем самый важный вопрос в истории «Буревестника» — это как ракета сможет следить за своим маршрутом во время многочасового, а возможно, и многодневного полета?

Ошибочно считается, что современные КР типа Х-555, Х-101 «Калибр-НК», Tomahawk летят по показаниям GPS/ГЛОНАСС. На самом деле спутниковые системы навигации только увеличивают точность попадания ракет. А также служат резервными навигационными системами. Без показания GPS/ГЛОНАСС крылатые ракеты вполне спокойно долетят до заданных целей и поразят их.

В современных КР используется коррекция по экстремальным точкам местности. В память изделия заложены изображения объектов местности на маршруте полета. К примеру, горы, холмы, изгибы рек и т.д.

В определенное время ракета совершает «подскок» на высоту в несколько сотен метров и «осматривает» местность. Затем навигационная система сравнивает «увиденное» с заложенным эталоном. Это позволяет понять, насколько изделие отклонилось от маршрута и как его скорректировать.

С большой долей вероятности «Буревестник» будет также использовать коррекцию по экстремальным точкам местности. Современные технологии позволяют разместить на борту КР компактные бортовые компьютеры и системы хранения информации. Поэтому заложить в память «Буревестника» информацию о целых регионах земного шара не так уж тяжело.

Но у системы коррекции по экстремальным точкам есть свои недостатки. В частности, это полеты над водой. Ведь там нет холмов, гор и мостов. При планировании пуска КР над морской акваторией важно попасть в так называемое «первое окно». То есть ракета должна выполнить первый подскок для коррекции своего маршрута уже над землей.

В то же время на представленной Владимиром Путиным схеме видно, что «Буревестник» большую часть своего полета будет выполнять над океанами. Как в этом случае будет осуществляться коррекция маршрута? Вряд ли это будут данные от GPS/ГЛОНАСС.

Проблемы с «доводкой» навигационных систем и систем управления — одни из самых сложных в проектировании крылатых ракет. Достаточно вспомнить пример уникальной сверхзвуковой ракеты «Метеорит». Работы по которой велись в конце 1980-х годов. Даже для нынешнего времени это изделие весьма сложное и создано с использованием уникальных технологий.

Уже на этапе испытаний разработчики довели до штатной работы практически все системы ракеты и успешно запускали ее с самолетов-носителей и подводной лодки. Работал даже уникальный плазменный экран, который скрывал воздухозаборник ракеты от радаров противника. Но проблемой до самого конца работ так и осталась именно связка систем навигации и управления.

Каков итог

И так, «Буревестник» — это не миф и не угроза экологии. Ракета существует, но работы по ней еще будут продолжаться. Ракета уже успешно летает. Так что главный вопрос заключается в том, как быстро удастся создать работоспособную систему навигации, отвечающую всем заданным параметрам. Скорее всего, именно это и определяет сроки постановки «Буревестника» на боевое дежурство.

Источник: cont.ws

Поделиться

Новости по теме

26 июня 2019 Брянский завод представил шасси для ЗРК «Тор-М2» на форуме «Армия-2019»

21 июня 2019 Брянский завод поставил на колеса зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2»

20 июня 2019 Российская армия получит мощнейшее оружие

19 июня 2019 Российская армия создала отличное оружие против русофобии

17 июня 2019 Житель Выгоничского района получил условный срок за хранение оружия

Комментарии

Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

21:21, 26 июня 2019

В Брянске водитель Peugeot перегородил тротуар на Спартаковской

15:33, 26 июня 2019

Под Новозыбковом столкнулись легковушка и грузовик

10:28, 26 июня 2019

В Володарском районе Брянска ночью столкнулись три автомобиля

В России и мире

00:44, 27 июня 2019

NCT 127, 29 июня, ДС Мегаспорт

23:02, 26 июня 2019

Путин принял отставку Евкурова и назначил нового и.о.главы Ингушетии

22:09, 26 июня 2019

Делегации семи стран покинули сессию ПАСЕ из-за России

20:46, 26 июня 2019

WADA рассказало о сотне новых дел против спортсменов из России

20:08, 26 июня 2019

Арест магната Фирташа. История большого бизнеса — от кражи валенок до потери страны и свободы

18:13, 26 июня 2019

Минобороны предупредило о готовящихся атаках на командование ВС РФ

17:03, 26 июня 2019

Молились ли Богу советские солдаты Великой Отечественной

Последние новости

23:10, 26 июня 2019

Девушку из Брянска оштрафовали за неуважение к обществу в форме танца

22:35, 26 июня 2019

МЧС разослало брянцам СМС о надвигающейся буре

22:13, 26 июня 2019

В трех брянских районах загорелись леса

21:21, 26 июня 2019

В Брянске водитель Peugeot перегородил тротуар на Спартаковской

20:50, 26 июня 2019

Чиновникам Клинцов запретили посылать зэков на работы в соцучреждения

Отклики
читателей

Опрос

Вас устраивает ремонт дорог в Брянске в этом году?

220 на 320 пикс.<-->