Наверх

8 февраля 2019, Пятница, 13:08

Губернатор Брянщины Александр Богомаз: зарабатывать и жить

Губернатор Брянщины Александр Богомаз: зарабатывать и жить

Власть обречена на то, чтобы видеть действительность несколько иной, чем ее видят обычные люди. Уже потому, что перед ней стоят свои задачи и она обладает гораздо большей информацией. Эти и многие другие обстоятельства порой «разводят» часы власти и общества, они могут бежать с разной скоростью. Часы нужно периодически сверять. Как сегодня смотрит губернатор Брянской области Александр Богомаз на то, что его окружает? Во всем ли согласен с общественным мнением? Как понимает его? Что происходит в экономике? Остается ли время на личные дела?

— Александр Васильевич, повышение рождаемости должно быть главной заботой власти. Президент часто говорит о демографии, призывая укреплять семью. Есть программы, которые призваны стимулировать рождаемость. Что предпринимает в этом направлении областная власть?

— Говорил и буду говорить, что мы радуемся рождению каждого малыша, строим детские сады и школы. Да, рождаемость пока не растет, и это касается большинства областей России. Около года назад Президент объявил о «перезагрузке» демографической политики. Молодые пары должны чувствовать поддержку власти, чтобы как можно больше семей становились многодетными. Власти уже сейчас многое делают для этого. Нужно помогать с жильем, с устройством в детский сад и школу. Стараемся предоставлять многодетным семьям земельные участки. Острее всего этот вопрос стоит в Брянске, но и здесь предоставим большую площадь для строительства. В 2019 году выделим более 1500 земельных участков для многодетных семей. 356 миллионов рублей израсходуем на дороги и инженерные сети. Приходи, строй дом и живи!

Мы считаем мощным инструментарием «детский бюджет». Он включает в себя уже 25 видов мер социальной поддержки на общую сумму 1,7 миллиарда рублей.

Помощь получают более чем 60 тысяч семей, в которых воспитываются 80 785 детей. Напомню, что региональный материнский капитал еще с 1 января 2015 года был увеличен с 50 до 100 тысяч рублей.

— Какой должна быть роль школы? Разве не здесь должны внушать мысль, что семья, дети важнее всех вместе взятых формул, важнее задачи получения знаний?

— Согласен, школе нужно воспитывать, рассказывать, внушать. Но точно такая же задача стоит и перед семьей. Если в школе мы будем говорить одно, а в семье — другое, ничего не получится.

— Одним из основных раздражителей для общества стало расслоение в доходах. Оно растет, в мире за десять лет удвоилось число миллиардеров. В Брянской области разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными тоже увеличивается. Что может и должна предпринять власть?

— Самый популярный лозунг у тех, кто предпочитает виртуальные шаги, а не действительность, заключается в том, чтобы ввести прогрессивную шкалу налогообложения. То есть богатые должны платить не 13 процентов, а, как в некоторых странах Европы, отдавать казне, например, половину доходов. Но если это сделать, то бизнес уйдет в тень. На мой взгляд, нужно идти поэтапно: первый этап — заставить всех без исключения честно платить зарплату, без утайки. И, соответственно, платить налоги. Следующий этап — введение прогрессивной шкалы налогообложения.

— Кого удалось вывести из тени?

— Могу привести цифры. За четыре года НДФЛ вырос на 50 процентов. Производство увеличилось примерно на 36 процентов, а сбор налогов — в полтора раза. Это говорит о том, что многие из тени выходят. Усилия властей, которые на каждом углу призывают платить налоги, обещая всем равные условия, дают эффект. Сейчас я против прогрессивной шкалы. Она ударит по тем, кто работает. Если одно предприятие за год заплатило в казну более ста миллионов рублей налогов, а другое такое же самое по объемам — в несколько раз меньше, то в случае введения прогрессивной шкалы нагрузка на настоящих тружеников увеличится. А трутни будут жить за их счет. Но я уверен, что налог нужно платить не с минимальной зарплаты. Если в области средняя зарплата достигла 26 тысяч, то плати с этой суммы. Не можешь? Тогда иди в налоговую и доказывай, что действительно не можешь, а не хитри, отдавая часть зарплаты в конвертах. На этот счет нужен жесткий федеральный закон. Все должны платить налоги, а потом уже будем думать о прогрессивной шкале. Не сделав первое, не получим второе. Иной порядок будет губительным, я в этом уверен. Кто платил, тот просто уйдет в черную зону к тем, кто не платит. Мы получили за год 14 миллиардов рублей НДФЛ, а получали раньше чуть более восьми. И вернемся к этой сумме, если согласимся на непродуманное решение. Но так называемая оппозиция на этом спекулирует, призывая ввести прогрессивную шкалу.

— Александр Васильевич, ранее и вы, и председатель областной Думы критиковали медицину за большую разницу в доходах между главными врачами и их подчиненными. Эту разницу сократили?

— Сказать нельзя, что отрыв в доходах между руководителями и подчиненными большой. Недавно мне рассказали о том, что заведующий отделением ушел опять во врачи только потому, что на этой должности получал больше. Если сейчас обычный врач получает 46 тысяч рублей, то руководитель учреждения — около 80 - 100 тысяч. Считаю, что такой отрыв допустим. Нужно учесть меру ответственности и обязанности. Ранее была бесконтрольность, однако для наведения порядка многое было сделано, в том числе финансовой службой областного правительства.

Понятно, что у нас медицина еще находится не в том состоянии, чтобы всех удовлетворять, но для меня было новостью то, что из европейских стран едут лечиться в Петербург, Петрозаводск и Калининград. Граждане Финляндии лечатся в России, а мы об этом не знаем. Мы сами себя приводим в угнетенное состояние, когда говорим, что у нас все плохо. Нельзя лишь смаковать недостатки и не обращать внимания на достижения. Это губительный путь. Нужно уметь видеть и светлое в жизни, наши достижения, а их немало.

— Во власть со всех сторон стрелы летят. Кто-то из критиков убежден в своей правоте, многие могут заблуждаться. Какого рода критику считаете самой несправедливой?

— Когда мы начинаем прижимать хвосты тем, кто был у кормушки, то, как правило, они начинают заказывать статьи и репортажи, лить всякую грязь. Те же дороги возьмите. Когда все были в долгах, а дороги не строили, не ремонтировали, все устраивало этих критиков. А когда отодвинули от кормушки компании, которые списывали на ремонт и строительство дорог в три-четыре раза больше, чем сейчас, это назвали несправедливостью. Критиковать надо, недостатков у нас много, и на них нужно указывать, но критика должна быть справедливой. Мы начинаем делать равные условия для всех, а кому-то это не нравится. Землю и подряды с аукционов стали продавать — плохо. А когда за три копейки эти земли кто-то выделял, то хорошо было. Тот бизнес, который на этом сколачивал капиталы, сегодня уже не может загребать шальные деньги. Взять те же компенсации за сданное чернобыльское жилье. Государство выплачивало каждый год по 6–7 миллиардов рублей. А за прошлый год — всего 20 миллионов. Некому уже уезжать из зоны радиации. Но жилье сдано, а мина заложена. Тех людей, которые сдавали государству свои дома, вынуждены сегодня выселять, как того требует закон. И до них нет дела мафии, которая распоряжалась денежными потоками. Или тот же общественный транспорт. В течение года мы обновили автобусный парк, и теперь тоже есть недовольные, которые контролируют большую часть маршруток. Городскую власть стали обвинять в том, что она якобы купила «скотовозки». Когда ходили по улицам старые дребезжащие троллейбусы-автобусы, это было хорошо, все были счастливы. А сегодня новые машины вдруг оказались для кого-то плохими. Удивительное дело! А для власти важно, чтобы у пассажиров было право выбора, чтобы тарифы не росли. Когда возникла конкуренция, шантажировать уже бессмысленно.

— Что в работе власти вызывает ваше недовольство? За что вы могли бы упрекнуть чиновников?

— Мы должны указывать на их недостатки — прежде всего чванство, высокомерие. Они обязаны замечать простого человека, видеть в нем гражданина, который имеет право на то, чтобы жить лучше. Если районный город засыпан снегом и если губернатор должен вмешаться, чтобы очистить улицы, разве это правильно? Два месяца не убирали, а убрали за один день.

— Иногда сравнивают советскую школу подготовки кадров и нынешнюю. Она вообще есть сегодня? Можете ли составить список людей, которые завтра были бы готовы занять должность заместителя губернатора или директора департамента? Как они взращиваются?

— Жизнь не стоит на месте, мы за четыре года уже многих заменили. Кто-то пришел, кто-то уходит. Где-то попали в десятку, и департамент работает успешно, где-то были неудачные решения. Предполагаешь одно, а человек не соответствует должности, надо расставаться. Это жизнь, это работа. Не надо этого бояться.

Как только править начнет страх, будет хуже. Да, нас критикуют, перестановки называют кадровой чехардой. Но замены нужны, чтобы обновлять кровь, чтобы приходили люди, которые понимают, что от них требуется. Иногда возвращаем опытных людей, с которыми ранее расстались, такое тоже бывало — в образовании, например. Надо уметь и ошибки признавать. В том числе и губернатор должен их признавать, это нормально.

— Как оценивать эффективность областного правительства? Есть органы власти в других областях, с которых хотелось бы брать пример?

— Учиться надо всегда, а брать пример — только с лучших. Любой человек должен искать, должен быть недовольным собой, стремиться сделать лучше. Если начинает успокаиваться — неминуем застой. В каждом направлении надо смотреть: как у меня и как у других? Что можно сделать еще? Мы много вкладываем в дороги, но разве я имею сейчас право сказать, что они уже хорошие? Нет. Но есть положительные изменения, и это радует. Ведь еще недавно только 40 процентов дорог соответствовало нормам и стандартам, а сейчас — 53 процента. И хотя значительная часть еще нуждается в обновлении, паровоз пошел в нужном направлении. Мы не просто уверены, что в ближайшем будущем все дороги будут хорошими. Это показывает расчет. С каждым годом увеличиваем программу ремонта, в прошлом году построили и привели в порядок 510 километров дорог, в этом году нарастим объемы. Когда такое было? Дорожный фонд растет, в этом году он увеличился до 5,8 миллиарда рублей. Но самое главное — мы понимаем, что деньги расходуются эффективно.

— Сейчас на этом рынке остались лишь брянские компании. Не снижает ли это конкуренцию?

— Во-первых, они конкурируют между собой. Во-вторых, надо вспомнить, какая вакханалия творилась еще несколько лет назад. Подряды выигрывали на торгах какие-то странные фирмы, которые имели только стол и стул. Потом они брали на подряд наш «Брянскавтодор» и другие предприятия. И хорошо жили. А наши строили и ремонтировали дороги на те крохи, которые им доставались. Какое качество могло быть? Никакого. И «Брянскавтодор» наращивал долги, они увеличились до 490 миллионов рублей. В управлении капитального строительства долги выросли почти до миллиарда.

А сегодня мы понимаем, куда идем, что нужно делать. Да, требуется обновлять технику, увеличивать темпы, но сложно из лаптей сразу в «Мерседес» перескочить. Хорошо, что мы уже в кирзовых сапогах, надо теперь к «Мерседесу» стремиться. У нас в этом году почти два десятка детских садов строится. Четыре года назад не могли об этом и думать. В ноябре и декабре 2014 года даже зарплату бюджетникам не смогли выплатить. А сегодня мы погасили три миллиарда рублей кредитов, госдолг снизился до 10,3 миллиарда рублей, хотя поднимался почти до 13 миллиардов. Многие беды и сложности ушли уже. Область научилась зарабатывать деньги и снижать затраты. Раньше только на обслуживание кредитов нужно было отдавать 1,2 миллиарда рублей. А в 2018 году израсходовали на это около 150 миллионов рублей. Надеюсь, что в этом году сумму снизим до минимальной. А это означает, что сэкономленный миллиард можно вкладывать в развитие общественного транспорта, в строительство спортивных сооружений и многое другое. Мы будем за свои деньги строить в этом году пять бассейнов. У нас появились деньги, за которые можем улучшать социальную сферу. Вот это радует. Но останавливаться на этом не будем.

— Бассейны нужны в каждом районе. Нужны прежде всего детям. Можно ожидать, что так и будет?

— Будем стремиться, чтобы так и было. Пока же у нас потребностей гораздо больше, чем возможностей. По сути, в районах области нет очистных сооружений. Или они не соответствуют современным требованиям. Сейчас запускаем программу строительства очистных. Она очень дорогая, но без нее нельзя. Но разве мы увидим в СМИ хвалебные статьи? Их гораздо больше о том, что очистные не работают. Будут обвинять в том, что не во всех районах сразу начались стройки. Но на это потребуется около десяти лет. Нужно соразмерять возможности с задачами. В Брянске мы уже начали замену канализационных коллекторов. Раньше на это не было средств. Но теперь уже знаем, что Брянск не остановится из-за аварий на инженерных сетях. А самое страшное, что люди могли погибнуть, как это уже случалось.

Те же спортивные сооружения. В прошлом году достроили те из них, которые были заброшены много лет назад, в том числе бассейн в Володарском районе. Уже принято решение строить бассейны в Бежицком и Фокинском районах, и тогда в каждом районе Брянска будет бассейн. В Жуковке возобновилось строительство спортивного комплекса, который заложили больше десяти лет назад. Фундамент залили, 25 миллионов рублей потратили, и все заглохло. А людям пообещали. Я пытаюсь понять: на что рассчитывали? Неужели было неясно, что на множество строек не хватит денег, что они будут зарастать лопухами? Теперь мы ушли от этого, чтобы деньги распылять и устраивать показуху. Если это спортивный комплекс, то строить будем не 15 лет, а максимум два года. Вот это эффективно. И строим не за кредитные деньги, а за свои, которые область зарабатывает и будет зарабатывать, которые будут высвобождаться за счет правильной бюджетной политики. В каждом районе социальная сфера будет улучшаться. Это наша задача, это дело всех ветвей власти.

— И все же строительство спортивных комплексов — это дорого и не всегда быстро. Горожане мечтают о простых спортивных площадках около домов, где дети могут погонять мяч или покататься на коньках. А для того, чтобы они открывались, нужно хотя бы несколько свободных соток земли. Но земли нет, потому что городские власти разрешают строить огромные башни всего лишь на 30 сотках. Хотя для жильцов дома, где 250 квартир, нужно только под стоянку 50 соток. Людей сжимают в тесном пространстве, и все программы комфортной среды становятся просто бессмысленными.

— Согласен, принципы градостроительства нужно менять. Но есть ли сегодня потребность в спортивных сооружениях? Да, есть. В Дятьковском районе вообще нет таких современных комплексов. Только недавно открыли спортивные сооружения в Сураже, Комаричах, Почепе, Суземке. Жители Клинцов получили наконец бассейн. Мы не можем сделать все в один год, но начали делать. Причем не едем каждый раз в Москву с просьбами. По федеральной программе за год будут строить лишь 14 бассейнов, а мы в Брянской области за свои деньги строим пять!

— Сможем их содержать? Ведь это большие сооружения, которые нужно обслуживать.

— Всегда сможем содержать, но хозяйский подход во многом зависит от чиновников в районах. Чтобы содержать ледовый дворец или бассейн, можно использовать не только бюджетные средства. Ледовый дворец в Брянске сейчас работает круглый год, хотя его руководитель убеждал, что летом туда никто не будет ходить. Сейчас не протолкнуться! Надо искать возможности. Ведь легче было растопить летом лед и спокойно отдыхать несколько месяцев. Теперь же оказалось, что и летом достаточно желающих играть в хоккей или кататься на коньках. Надо искать, считать, думать.

— Можно сказать, что сейчас есть очередь из инвесторов, которые хотят работать в Брянской области? Чего они хотят?

— Инвесторы есть, и они хотят понятных и прозрачных условий. Нормальный бизнес хочет честных отношений.

— Эти условия у нас есть?

— Да, есть. Все равноудалены, чтобы не было любимчиков и нелюбимчиков. Кто хочет работать, тот идет и работает. Идут в село и промышленность. У нас много таких примеров. В Дятькове создано, по сути, новое предприятие, где трудятся 240 человек. Средняя зарплата - 60 тысяч рублей. В каждом районе найдем пример эффективного производства — в Унече, в Сураже, где начали строить новое производство. Зарплату здесь подняли почти до 50 тысяч рублей. БМЗ в этом году увеличит производство на 40 процентов. Строятся завод газового оборудования, тепличный комбинат и многие другие объекты.

— Вы определяете те отрасли или направления, которые хотелось бы развивать в первую очередь? Высказываете свои пожелания инвесторам?

— Я не ставлю так вопрос. Нельзя заявить о том, чтобы развивался только БМЗ или «Мираторг». Должно делаться все. «Мираторг» сегодня подтягивает многих других. Если бы не было этого холдинга, не было бы Довгалева, Добронравова, Жутенкова, которые поначалу даже и не думал брать земли для развития сельского хозяйства. А когда «Мираторг» пришел, стали брать. Конкуренция должна быть, я в этом убежден. Она пожирает кого-то, но это не страшно в целом для экономики, для народа. Кто-то кого-то купил — никакой катастрофы в этом нет, так как производство продолжает развиваться. Главное, чтобы не было засилья, как в маршрутных перевозках. Ведь в 2016 году мы уже могли потерять муниципальный транспорт, все к этому шло. И проезд стоил бы сейчас уже 50 рублей. И власти некуда было бы деваться, ведь людям надо ездить. Начались бы митинги. И тех денег, которые мы потратили на закупку новых автобусов, не хватило бы на субсидии, чтобы маршрутчики не поднимали цены. Но у власти появилась возможность сдерживать цены экономическим путем. Не хотим никого давить и вытеснять, наша задача — сделать для всех равные условия.

— Много лет жители Брянска мечтают ездить в Москву по безопасной четырехполосной трассе. Будут ее строить?

— Да, в планах она есть, но это трасса федеральная. Интерес к ней ослаб, так как киевское направление иссякло. Однако есть другой большой проект. После завершения межевания и других работ начнется строительство четырехполосной дороги до Овстуга с обходом Глинищева. В этом году надеемся приступить.

— Можно ли ожидать реконструкции аэропорта?

— Ранее все исходили из того, что на реконструкцию нужно два с половиной миллиарда. Однако московские специалисты пришли к другим выводам. По их словам, никто не даст такие деньги, так как у правительства есть такие серьезные задачи, как строительство десятков аэропортов в северных и восточных городах. А вот на миллиард рублей мы можем рассчитывать. Нынешняя полоса длиной 2,4 километра позволяет принимать все самолеты, которые нам нужны. Требуется оснастить аэропорт новой техникой, усилить безопасность. Но главная задача — взлетно-посадочная полоса, которая находится не в лучшем состоянии. Почему многие не хотят летать через Брянск? Двадцать раз поднялся и приземлился — нужно шасси менять, а это сотни миллионов рублей. Возможно, в этом году работа начнется. Мы пытаемся с помощью специалистов, а не пустозвонов ставить реальные задачи и получить реальные деньги. Аэропорт останется в областной собственности. Уже в мае должны открыться рейсы в Сочи, Краснодар, Минводы.

— За вами пристально следят как друзья, так и недруги. Особенно их интересует сельское производство ваших сыновей. Каких принципов здесь придерживаетесь?

— Принципа невмешательства — прежде всего. Хозяйство моей семьи заплатило за прошлый год 123 миллиона рублей налогов, причем оно не участвует в государственных программах. Власть обязана разрабатывать такие программы для развития производства, и у меня есть моральное право принимать их, так как мои сыновья в них не участвуют и не получают субсидии. Если бы участвовали, то получали бы из казны до 200 миллионов ежегодно. Имеются в виду программы реабилитации земли, строительства овощехранилищ, инженерного обустройства села и другие. Важно развивать сельское хозяйство, вводить земли в оборот, так как завтра мы их уже не раскорчуем. Я думаю о жителях области, а не о личном кармане.

— Кроме хоккея, какие виды отдыха любите?

— Самый необходимый отдых — это сон. Только на новогодних праздниках удалось три дня высыпаться. В обычные дни в час ляжешь - в семь уже рабочий день. Завтра надо в Петербурге быть, потом — в Брянске, в четверг — в Москве, в пятницу — опять здесь. У меня есть необходимость проводить частые встречи в правительстве, в администрации Президента и так далее. Выходных, по сути, не бывает, а если в воскресенье выпадает несколько свободных часов, то голова ведь все равно не отключается. Конечно, кто-то предпочитает работать спустя рукава, но это не для меня.

Источник: «Брянская учительская газета»

Фото: «Брянские новости»


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
В телеграме создали фейковый аккаунт главы Климовского района Александра Исаева

29 марта 2024, Пятница, 09:58

В телеграме создали фейковый аккаунт главы Климовского района Александра Исаева

В телеграме мошенники создали фейковый аккаунт главы администрации Климовского района Брянской области Александра Исаева

Строительство жилого комплекса в Журиничах стало примером развития села

28 марта 2024, Четверг, 21:22

Строительство жилого комплекса в Журиничах стало примером развития села

Губернатор Брянской области Александр Богомаз осмотрел стройку жилого комплекса в Журиничах. Здесь работает тепличный комплекс на площади 7,2 гектара, где производят 4,8 тысячи тонн овощей

Обстреливаемому приграничью Брянской области окажут системную помощь

28 марта 2024, Четверг, 07:59

Обстреливаемому приграничью Брянской области окажут системную помощь

Брянскому приграничью, которое постоянно обстреливается украинскими нацистами, окажут системные меры поддержки − это следует из заявления председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко

Владимир Путин поручил брянским прокурорам лучше выявлять взяточников

28 марта 2024, Четверг, 07:30

Владимир Путин поручил брянским прокурорам лучше выявлять взяточников

Также Владимир Путин обратил внимание на преступность мигрантов. Президент сообщил, что ситуация с соблюдением законности в миграционной сфере беспокоит миллионы россиян

В Клинцах депутат горсовета Павел Евтеев досрочно сложил свои полномочия

27 марта 2024, Среда, 16:15

В Клинцах депутат горсовета Павел Евтеев досрочно сложил свои полномочия

Депутат клинцовского городского совета Павел Евтеев досрочно сложил свои полномочия