Выбор редактора

11 декабря 2018, Вторник, 11:56

Брянский строительно-технологический техникум: территория добра и просвещения

Брянский строительно-технологический техникум: территория добра и просвещения

Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я. Кучеева – удивительное учебное учреждение. 

Николай Александрович Никитин работает в техникуме 22 года. Пришел сюда сразу после армии мастером, а с 2014 года занимает должность директора. За все это время не только понял тонкости учебного заведения, но и сам сумел привнести очень многое в доброжелательную атмосферу коллектива и в методы преподавания.

– Николай Александрович, техникум ведь дитя еще военного времени. Вы гордитесь этим?

– Славной историей нельзя не гордиться. Наше учреждение было основано в 1944 году как училище фабрично-заводского образования. После освобождения Брянска строителей не хватало, и решили создать такое училище – оно было под номером 18. Как ПУ №18 оно просуществовало до 2012 года. Потом произошла реорганизация: объединили 18 и 19 училища, и мы уже стали называться ПУ №19 имени Леонида Яковлевича Кучеева. Базировались до 1971 года на Мало-Орловской улице, где сейчас находится центр творчества Брянской области, недавно отремонтированный. Оно занимало часть помещений, которые отдали сейчас под квартиры. Потом мы переехали уже в новые здания на Институтской улице в Бежицком районе Брянска. С 2013 года получили новое название, которое носим и теперь: Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я. Кучеева. 

– Кто обучается в техникуме?

– Работа ведется по программам профессионального образования. У нас обучаются в том числе дети из коррекционных школ, которые закончили девять классов. Ребят-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья около 40 процентов, а остальные приходят после обычных общеобразовательных школ, обучаясь здесь почти три года. После коррекционных школ – два года. Ребята получают профессии каменщиков, монтажников, сварщиков, столяров, плотников, маляров, мастера сухого строительства. То есть самые востребованные сейчас на строительном рынке. Кстати, наши учащиеся недавно успешно выступили на чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Это показало хороший уровень подготовки. 

– Есть какие-то особенности в подготовке детей-инвалидов?

– В 2016 году мы стали базовой площадкой, благодаря которой поддерживается областная система инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Другими словами сказать, мы в Брянской области единственное учреждение, в которое направляют детей после коррекционных школ и интернатов для дальнейшего обучения. 

– То есть это и сложная, и ответственная миссия?

– Да, очень сложная, потому что контингент непростой. Сам педагогический коллектив проходит обучение по инклюзивному образованию. Это преподаватели, мастера производственного обучения. В прошлом году у нас 90 процентов педагогов прошли такое обучение. Они знают, как общаться с такими ребятами, разбираются в тонкостях их психологии. В помощь преподавателям и мастерам производственного обучения у нас трудятся психолог, социальный педагог, медицинский работник, сурдопереводчик. Сейчас обучается два глухих и один слабослышащий мальчики. Раньше обучался и один слабовидящий парень. По программе «Доступная среда» нам с 2014 года выделяются средства, на которые мы покупаем оборудование для слабослышащих и слабовидящих детей, а также специальное оборудование для прохождения практики. У нас станки ведущих фирм мира. Пока их маловато, но докупаем по мере получения денег. Актовый зал оборудован индукционной петлей. То есть слабослышащий человек может зайти, настроить свой наушник и, как все остальные дети, будет слышать все, о чем говорится в аудитории. Подъемники, пандусы – все это тоже есть. Хотя у нас сейчас не обучаются инвалиды-колясочники и дети с ДЦП, но все условия для работы с ними в техникуме тоже есть. Эти ребята могут получать, например, профессии программистов. Если в будущем нам разрешат набрать группу таких ребят, мы готовы их принять. У нас есть лингафонный кабинет для слабослышащих.

– Техникум производит впечатление хорошего вуза и своим оснащением, и чистотой помещений. Как удалось добиться этого?

– С отдачей работает весь коллектив, помогают и сами учащиеся. У нас все кабинеты уже оборудованы мультимедийными системами, есть безлимитный интернет. В том числе в мастерских и в общежитии. Там имеется комната релаксации. Если психолог видит, что учащемуся нужно успокоиться, то направляет его в этот кабинет. Есть телевизионная комната со множеством каналов. Открыт кабинет самоподготовки с компьютерами. Все службы, которые должны быть задействованы в работе с этими детьми, у нас работают. Помощь оказал департамент образования Брянской области.

– Сколько ребят у вас обучается? Какова доля тех, кто приехал из районов области?

– Сейчас у нас 349 человек. Из них 26 инвалидов, 107 – с ограниченными возможностями здоровья, около пятидесяти человек – сироты. Остальные ребята из обычных школ. Из области приехала примерно половина обучающихся. Этим ребятам дают общежитие, у них бесплатное питание. Для сирот в день выделяют на питание по 200 рублей, остальным поменьше. Жалоб в этом плане нет.

– Как заботитесь о безопасности?

– У нас всюду видеонаблюдение. Я тоже могу, не выходя из кабинета, получить основные виды. Контролируются коридоры, общежитие и другие помещения. Интернет есть везде, даже у преподавателя физкультуры и в актовом зале.

– Вы довольны тем, какая атмосфера создана в техникуме? Бывают ли всплески чрезмерной активности у ребят?

– У нас хорошая обстановка и в педагогическом коллективе, и среди учащихся. Преподаватели работают сплоченной командой. С ребятами все тоже благополучно. Инвалидов не обижают. Они общаются и всегда находят взаимопонимание. Но мы все равно стараемся не оставлять надолго наедине инвалидов и детей с ограниченными возможностями, то есть постоянно их контролируем. Речь даже не о том, что их могут обидеть, а о том, что по состоянию здоровья кому-то может понадобиться помощь медиков.

– В общежитии по какому принципу расселяете учащихся?

– Есть трехместные и четырехместные комнаты, есть хорошие душевые. Общежитие почти заполнено. Стараемся, чтобы личное пространство ребят было свободным и удобным. Стремимся, чтобы рядом с инвалидом был здоровый человек, который может ему помочь. И конечно, учитываем, кто и с кем дружит. Этот принцип оправдывается. 

– Преподаватели-кандидаты хорошо понимают, в каком учебном заведении им придется работать?

– У нас 36 преподавателей, но есть еще и совместители. Беседуя перед приемом на работу с кандидатом, я сразу обговариваю все условия, чтобы не было потом обид или разочарований. Предупреждаю, что здесь сложный контингент и просто проводить время в аудиториях не получится. Нужно или работать, вкладывая душу, или сразу отказаться от непростой задачи. Надо любить детей – это самое главное, иначе ничего не получится. Я работаю в этом учебном заведении с 1996 года, пришел сразу после армии мастером. Потом закончил вуз, стал преподавателем специальных дисциплин, позже был назначен заместителем директора по воспитательной работе, а с 2014 года возглавил техникум. Прошли 22 года, и теперь твердо убежден, что приживется у нас только тот преподаватель, который готов стать вторым отцом или второй матерью для ребенка. Тогда только он вольется в коллектив и найдет взаимопонимание.

– То есть в любом случае перед вашими преподавателями стоят более сложные задачи, чем перед их коллегами из обычных учебных учреждений?

– Именно так. Здесь надо не только научить, у нас надо любить ребенка, быть готовым в любую минуту прийти к нему на помощь. Если не относиться к сироте с теплотой, он ответит соответствующим образом. Нужно проникнуть в душу, понять, что беспокоит подростка. Тем больше таланта и усердия нужно от преподавателя. Мы своих ребят всегда призываем к порядку, и для них это становится моральным законом. Потому удается своими силами ремонтировать помещения. Они сами исправляют то, что повредили. Летом косметический ремонт всегда проводим при помощи наших ребят. Они всегда идут навстречу. Да, наказывать тоже приходится, но редко.

– Очевидно, уже сама дисциплина, которая «висит» в воздухе, воспитывает ребят и призывает к порядку.

– Да, гости техникума сразу это улавливают. Но нужна постоянная работа. Если появляются деньги, стараемся сразу приобрести оборудование для обучения. Рынок требует современных станков, инструментов. По старинке, на пальцах или на плакатах, уже не покажешь. Дети сейчас уже «атомные», они на своих гаджетах могут чудеса творить. Так что и мы стараемся идти в ногу со временем, насколько позволяют средства.

– Как изменилось финансирование за последние годы?

– Оно заметно улучшилось. Идут и областные деньги, и федеральные. Нас это не может не радовать. Да и преподавателям проще работать и находить общий язык с ребятами. Не могу сказать, что все идеально, но мы каждый день что-то совершенствуем, и такое творчество, такое движение вселяют уверенность.

Фото: «Брянские новости». Директор Николай Никитин; здание техникума

Поделиться

Новости по теме

20 мая 2019 В Брянске появится центр выявления и поддержки одаренных детей

17 мая 2019 Преподаватель физики из Брянска получил звание «Учитель года»

17 мая 2019 В 1914 году было вдвое больше школ, чем сегодня

17 мая 2019 За отдых детей в брянских лагерях родители заплатят по 9 тысяч рублей

15 мая 2019 В брянской гимназии № 1 наградили лучших учеников и их наставников

19:57, 20 мая 2019

В центре Брянска перекроют движение из-за ремонта газопровода

10:21, 20 мая 2019

В трубчевском селе пенсионер на ВАЗе сбил 10-летнего велосипедиста

09:57, 20 мая 2019

Сбитый в Брянске на «зебре» пешеход получил три перелома

В России и мире

23:05, 20 мая 2019

Европейские компании отказались платить за российскую нефть

22:43, 20 мая 2019

Журналисты «Коммерсанта» опубликовали письмо к читателям после увольнений

21:50, 20 мая 2019

MIDORI TAKADA, 22 мая, ЦДП

21:04, 20 мая 2019

Мосгордума предлагает запретить курение вейпов в общественных местах

18:56, 20 мая 2019

«Алиса» («Наш Ваш выбор»), 24 и 30 мая, «Космонавт» (СПб) и «ДКГ» (Москва)

18:55, 20 мая 2019

Google прекращает сотрудничество с китайским IT-гигантом Huawei

18:12, 20 мая 2019

Калинов Мост «Tribute 2»

Последние новости

02:13, 21 мая 2019

Тот же Порошенко: Соловьев дал жесткую оценку Зеленскому

01:31, 21 мая 2019

«Друзья, это война!»: мэр Сум пригрозил майданом

03:42, 21 мая 2019

Даже русофобы – за русский язык

03:13, 21 мая 2019

Россиянка рассказала о поездке к родне мужа-украинца

22:26, 20 мая 2019

В Брянске дорожники начали ремонт на улицах Рылеева и Калинина

Отклики
читателей

Опрос

Сколько должен получать ваш муж?

220 на 320 пикс.<-->