Наверх

24 ноября 2018, Суббота, 04:58

Брянцам рассказали о том, как строились мосты города

Брянцам рассказали о том, как строились мосты города

Альманах «Брянский вестник» опубликовал заметку 60-летней давности в газете «Брянский рабочий» о строительстве новых мостов Брянска.

«Новые мосты Брянска

Целыми днями, а порою и ночами напролет улицы Володарского района наполнены гулом мощных «МАЗов», груженных песком. Жители района знают, куда они держат путь, — к новому Октябрьскому мосту через Десну, сооружаемому невдалеке от старого, деревянного.

Мост возводит коллектив мостопоезда №812 «Главмостостроя» Министерства транспортного строительства СССР. Напомним, что «Главмостострой» — это та организация, которая навела мост Московского метрополитена и Новоарбатский мост у Киевского вокзала столицы, а сейчас заканчивает уникальный двухъярусный мост в Лужниках. Мостопоезд № 812 — лишь одно из ее подразделений, но и ему под силу сооружение мостов любого типа, в том числе высших классов. Не одну сотню мостов, больших и малых, возвел его коллектив. Им, в частности, восстановлены или построены вновь в послевоенные годы все железнодорожные мосты на Московско-Киевской магистрали.

Что же такое мостопоезд? Это высокомеханизированное, специализированное предприятие. Как показывает само название, оно подвижное. Все его оборудование, мастерские, даже жилье костяка персонала находятся на колесах.

Сейчас коллектив мостопоезда № 812 строит одновременно 15 мостов и других крупных инженерных сооружений в Рославле, Алексине, Кирове-Калужском и т. д. В Брянске, помимо Октябрьского моста, ему поручено возвести четыре других новых моста: Первомайский в Бежицком районе) и Фокинский мост через Десну, а также капитальные мосты через Верхний и Нижний Судки.

Рабочие чертежи трех первых из названных мостов уже готовы, проекты двух остальных будут сданы в ноябре. Проектированием их занимается Московский проектный институт «Гипрокоммундортранс». Автор проектов всех пяти новых брянских мостов — опытный столичный инженер-мостовик Евгений Гаврилович Кожевников.

Что же будут они представлять собою? 

В беседе с нашим корреспондентом Е. Г. Кожевников рассказал: 

— Октябрьский мост — арочная семипролетная конструкция с длиной пролетов в 44 метра каждый. Характерным для нее является то, что вся она — арки, надарочное строение и другие части изготовляются из сборного железобетона. Это, при сравнительно небольших затратах, обеспечит высокую прочность сооружения. Характерно также, что вес отдельных элементов достигает 30 тонн. Опоры бетонные, с основаниями на железобетонных сваях. 

Благодаря большой ширине проезжей части — она составляет 12 метров, — по мосту свободно смогут двигаться в три ряда даже самые крупногабаритные грузовики, автобусы, троллейбусы. 

Относительно большая длина моста при ширине зеркала реки всего в несколько десятков метров обеспечит беспрепятственный пропуск паводковых вод. Специальные регуляризационные, или иначе — выпрямительные сооружения, будут направлять поток, равномерно распределяя его через отверстия моста. 

Верхнюю часть моста украсят чугунные перильные решетки художественного литья и 14 мачт с двумя светильниками на каждой. Мачты послужат также для навески проводов троллейбусной линии, которая свяжет вокзал с центром города. 

С обеих сторон к мосту примыкает земляная дамба, сооружаемая методом гидронамыва, с помощью земснарядов. Левобережная часть дамбы разветвляется на две магистрали. Одна из них выводит прямо к вокзалу, по другой — через уже готовый мост над путями станции Брянск-I — можно проехать в Володарский район. Правобережная, прямая, как стрела, часть дамбы кончается широким, удобным для транспорта съездом у улицы Калинина (близ школы 7). Ширина проезжей части дамбы — та же, что и у моста, общая длина — около двух километров. По обеим сторонам ее лягут широкие тротуары. Таким образом, город получает новую благоустроенную магистраль в территориально оторванный Володарский район, более короткую, чем существующая. 

Фокинский мост относится к типу балочных. Он станет между нынешним деревянным и сооружаемым сейчас временным низководным, движение по которому откроется в ближайшие дни. На правом берегу мост будет выходить на улицу Калинина, на левом — на существующую дамбу. 

Первомайский мост в точности повторит конструкцию Октябрьского. Он будет лишь несколько короче. 

Проекты мостов через Судки составляются в нескольких вариантах, предусмотрены, в частности, арочная, балочная и рамная конструкции. Дело городской общественности — выбрать наилучшие. Как и Октябрьский мост, все остальные будут целиком построены из сборных железобетонных элементов. 

— И проектанты, и строители, — сказал в заключение Е. Г. Кожевников, — приложат все силы, чтобы новые мосты стали украшением города. 

Объем работ, которые предстоит выполнить коллективу мостопоезда в Брянске, велик. На строительстве одного только Октябрьского моста предстоит смонтировать 3,5 тысячи железобетонных конструкций, уложить около 5,5 тысячи кубометров бетона и намыть более 400.000 кубометров грунта.

Работы здесь идут полным ходом. Уже отсыпано более 200.000 кубометров земли, забетонированы фундаменты пяти и тела двух опор, под остальные забиты сваи. 

Мостовикам приходится работать в довольно неблагоприятных условиях: часты перебои в финансировании стройки, в снабжении, ее материалами. Несмотря на это, подавляющая часть их трудится и быстро и Хорошо. Примечательно, что в нынешнем году коллектив мостопоезда дважды награждался премией Министерства транспортного строительства СССР, а каждый второй здесь отмечен персонально: почетным значком или грамотой, денежной премией и т. п. 

Вот имена тех, кого мостовики называют лучшими: бригада кадрового монтажника Василия Шитакова, электросварщик Иван Михайлик, бетонщица Тамара Бадалова, шофер мотовоза Сергей Захаров. молодой плотник Владимир Було и другие. В мостопоезде немало рабочих, успешно сочетающих труд на стройке с учебой. Электромонтер, кандидат в члены КПСС Иван Селемин, например, учится на заочном отделении Московского энергетического института. Шофер коммунист Николай Ярославцев посещает третий курс Брянского института транпортного машиностроения. Мастер Роман Науло и плотник Александр Иванов — студенты-заочники Московского строительного института. Учеба — хорошее подспорье мостовикам в их сложной профессии. 

…В кабинете главного инженера мостопоезда №812 Б. М. Таслицкого висит чертеж Октябрьского моста в масштабе 1:200. Благородная простота и изящество линий отличают конструкцию. Сооружение выглядит легким, словно воздушным. Вспоминаются последние слова автора проекта. Да, чувствуется, что проектировщик вложил много стараний в свое детище. Можно не сомневаться, что мостовики точно воплотят замысел инженера в жизнь. 

В. Степанов». 

Брянский рабочий. – 1958. – 16 окт. (№ 209). 

На улице Карла Либкнехта в Брянске впервые появились асфальтовые тротуары

11 ноября 2025, Вторник, 17:37

На улице Карла Либкнехта в Брянске впервые появились асфальтовые тротуары

Комиссия готова принять объект, но подрядчику осталось устранить мелкие недочёты — заделать ямы от старых опор и убрать строительный мусор

Брянские таможенники и приставы передали 12 тонн инструментов бойцам СВО

11 ноября 2025, Вторник, 17:13

Брянские таможенники и приставы передали 12 тонн инструментов бойцам СВО

После вступления решения суда в силу имущество передали государству, а затем военным для использования в зоне специальной военной операции

В Брянской области по инициативе прокуроров отремонтировали 500 км дорог

11 ноября 2025, Вторник, 16:46

В Брянской области по инициативе прокуроров отремонтировали 500 км дорог

По инициативе прокуратуры Выгоничского района, например, был капитально восстановлен участок дороги Орменка–Карповка–Маковье стоимостью 16,7 миллиона рублей

Брянский депутат Валуев нанес нокаутирующий удар полковнику и Кличко

11 ноября 2025, Вторник, 14:56

Брянский депутат Валуев нанес нокаутирующий удар полковнику и Кличко

Брянский депутат Госдумы Николай Валуев в интервью «Брянским новостям» прокомментировал выходку австрийского полковника

Величайший брянский труженик посмеялся над неженками, жалующимися на депрессию

11 ноября 2025, Вторник, 14:35

Величайший брянский труженик посмеялся над неженками, жалующимися на депрессию

Величайший брянский труженик посмеялся над неженками и «воспитанницами пансионов», у которых модно страдать депрессией