Выбор редактора

8 сентября 2018, Суббота, 10:25

За полсотни лет художественный музей открыл брянцам дивный мир

За полсотни лет художественный музей открыл брянцам дивный мир

«Как красиво…» Удивительно, но этот шепот донесся из группки пятилетних малышей, которые сгрудились в зале иконописи Брянского художественного музея. Не взрослых, а малышей, которых привели из детского сада. Наверное, это врожденное чувство красоты, которое может и затухнуть, если его не развивать. Но у детей оно есть. Потому, говорит директор музея Елена Клюева, так охотно приводят к ним ребятишек воспитатели детских садов. В отличие, кстати, от школ, что не может радовать. Впрочем, благоприятных перемен много.

Музею в этом году исполнилось 50 лет. Начинался он, рассказала «Брянская учительская газета», вовсе не в том здании неподалеку от Центрального рынка, где располагается сейчас. Большинство брянцев и не догадываются, что в действительности это здание строилось как гастроном, но в 1985 году горожанам решили сделать подарок – музей переехал.

– Когда мы стали задумываться об истории музея, то стали, что называется, рыть, а рыть-то по большому счету и негде было, – рассказала Елена Клюева. – Как такого архива художественного музея нет, его надо вычленять из документов Союза художников или из архива департамента культуры. Нашли партийные документы: открыть музей в здании картинной галереи. Тогда был лишь отдел живописи в краеведческом музее, и мы себя считаем выходцами оттуда. Краеведы передали новому музею первые экспонаты, картины поставили на учет как фонды нашего музея. Говорят, что до войны имелась очень хорошая коллекция живописи, в том числе западноевропейской. Краеведческий тогда был разбросан по городу. По дошедшим до нас сведениям, во время войны коллекцию не успели эвакуировать, и снаряд попал в вагоны, в которых везли это богатство. И опять все с нуля пришлось начинать. 

Благодаря приказу об открытии музея можно узнать, что он должен был занять с 1 августа 1968 года здание бывшей картинной галереи. То есть получается, что какая-то галерея существовала в городе. Она располагалась там, где сейчас находится выставочный зал – на бульваре Гагарина. Как она работала, была ли просто выставочным залом, неизвестно. Брянцы могли посещать и еще одну площадку на улице Луначарского – там, где сейчас находится шахматный клуб.

И вот в 1968 году Брянск обрел свой художественный музей. По словам сотрудницы, которая проработала в учреждении 41 год, первым директором был В. Петрачков. К сожалению, сейчас известны только его инициалы. Петрачкова сменил художник Борис Фаенков. Но самый большой вклад внесла Людмила Удалова, которая руководила коллективом более 30 лет. Именно на нее плечи легло комплектование коллекции музея.

В новое здание переехали в то время, когда Брянск праздновал свое тысячелетие. Прежде не было площадей под хранилище, а музей – это прежде всего фонды. И еще микроклимат. К сожалению, далеко не все областные музеи могут похвастать тем, что в них созданы идеальные условия для хранения картин. Здание в Брянске тоже не отличается нужным микроклиматом, но все-таки температура и влажность воздуха здесь резко не изменяются, а потому условия можно считать неплохими.

С 1968 года развитие музея можно проследить детально. Все важные события освещала газета «Брянский рабочий», которая тогда выходила ежедневно.

 – Из заметок и статей мы узнали, что первая выставка была приурочена к 17 сентября 1968 года, – рассказывает Елена Клюева. – Тогда представили работу художников Дятьковского хрустального завода. Выставка была большой – на все четыре зала. В те времена проходило много привозных выставок. В шестидесятые годы известные музеи страны развозили коллекции по многим городам. Тогда условия страхования картин и их транспортировки были проще. Но мы рады, что сейчас условия жесткие, так как первоочередная задача – сохранить для будущих поколений сокровища живописи. А в шестидесятые годы и позже в Брянск привозили выставки и из Третьяковки, из Русского музея. Жители области могли увидеть голландскую живопись. Тогда даже вырастали очереди. Начинал работать лекторий по изобразительному искусству. Работал музей как выставочная площадка. Были свои фонды, конечно, но еще очень скромные по числу предметов. 

В новом здании началось уже серьезное формирование фондов. Удалова уделял большое внимание интерьеру, она стремилась превратить гастроном в настоящий музей, хотя это была очень сложная задача. Тогда заказали интерьерную мебель. Посетители не могут не заметить, что постоянная экспозиция находится в резных багетах. Их заказывали в Прибалтике резчикам по дереву.

Те времена сотрудники называют золотыми. В музее работали девять искусствоведов с высшим образованием. Их направляли на работу из Москвы и Ленинграда. Сейчас таких специалистов в провинции найти сложно, в Брянском художественном музее только один искусствовед. Но у остальных художественное образование, что тоже говорит о высоком профессионализме коллектива. Искусствовед – это столичная профессия. Такие специалисты учатся в столицах, там же и остаются,  оседая в федеральных музеях. Елена Клюева говорит, что заниматься глубокими исследованиями можно только в крупных музеях:

– А нашим специалистам очень сложно – они должны объять необъятное. Мы – универсалы. Если сравнить нашу коллекцию с коллекциями соседей, то нетрудно заметить, что у нас представлена в основном живопись советского периода. Дореволюционных работ 27. А далее – советский период. Состав коллекции однороден – только отечественное искусство преимущественно ХХ века. Из дореволюционной живописи у нас представлены картины Д. Поленова, А. Саврасова, А. Киселёва, Н. Кошелева и других. Они передавались в свое время через межмузейный обменный фонд. Теперь это наше богатство. Что-то получили из Саратовского музея имени Радищева, что-то Тула передала нам. В 2015 году приобрели работу Н. Кошелева. В год культуры  выделялись огромные средства, и все областные музеи могли участвовать в программе. Но все же наше учреждение создавалось прежде всего как музей советской живописи. Потом уже появился отдел иконописи. Мы сами покупали иконы. Иногда просто спасали их. Пополнялись фонды и за счет таможни.  В девяностые годы через Брянск хлынула контрабанда, и таможенникам удалось предотвратить вывоз многих картин. У нас хорошо представлено начало века, а также двадцатые, тридцатые годы. Есть интересные живописные работы Ф. Богородского, В. Малагиса, А. Кравченко, П. Котова, П. Кузнецова, И. Машкова, А. Куприна. Сороковые годы не так ярко представлены. А в пятидесятые и шестидесятые уже творили Братья Ткачевы, В. Гаврилов, В. Стожаров. 

Сейчас в музее 10218 единиц хранения – коллекции живописи, графики, изделий декоративно–прикладного искусства, скульптуры. Но выставлено постоянно лишь 600 работ в основном здании и еще 120 – в музее братьев Ткачевых. Все остальные работы, по словам директора, «живут по местам постоянного хранения». То есть их можно увидеть на тематических выставках, которых в год проводится до 80:

– В музее пять хранилищ. Тематические выставки позволяют знакомить посетителей с нашими богатствами. Обычно используем какие-то даты, связанные с историей города и страны, или что–то любопытное. Например, недавно решили представить мотив окна в изобразительном искусстве. Есть еще юбилеи художников. Кстати, когда на выставку Дмитрия Налбандяна приехала директор столичного музея его имени, она была удивлена тому, что в Брянске есть такие хорошие работы художника. А все просто объясняется. В советские времена на выставку в наш город привезли 120 работ. Сам Дмитрий Налбандян дважды проводил творческие встречи и подарил некоторые свои творения Брянску. Сейчас люди скучают по такому общению. В Москве приобрести билет на лекцию очень сложно. В Брянске приходят не столь охотно, но перемены радуют. Если раньше летом музей пустовал, то теперь даже в августе у нас полно людей.

Сейчас уже две трети картин, которые хранятся в Брянском художественном музее, можно посмотреть на сайте Министерства культуры. Единый электронный каталог создают все музеи России, в том числе и Брянский областной художественно-выставочный центр. Оцифровали уже 6700 картин. Их выносят из запасников и фотографируют. До 2020 года работа должна быть завершена. Но уже сейчас каждый может оценить сокровища музея. Впрочем, знакомиться с прекрасным нужно все-таки в музее. Первое впечатление должно быть полноценным. К сожалению, не все это понимают. Некоторые школы заказывают выездные лекции. То есть сотрудник музея едет к ученикам, показывая на экране репродукции и рассказывая о них. 

– Может, так удобнее для учителей, – рассуждает Елена Клюева, – но теряется самое ценное. Мы так и называет наш музей: дом, где живут картины. В этом доме надо обязательно побывать. Иначе первое впечатление будет смазанным, неполноценным. Знакомство с живописью должно быть настоящим. Все построено на психологии восприятия.

Иначе говоря, надо подышать воздухом музея – а он особенный. Нужно постоять перед картинами. А еще лучше – предварительно что-то почитать о художнике и том времени, когда он творил. Тогда живопись по-настоящему оживает. 

Елена Клюева говорит, что пополнение коллекции сотрудники музея считают главной задачей:

– Застыть, остановиться на каком-то числе нельзя.

Пополняют коллекции по-разному. В последнее время работы часто дарят сами художники или их наследники. Иногда такие истории длятся десятилетиями и превращаются в настоящие детективы. 

– Четыре года назад мы открывали выставку, посвященную брянскому художнику Виктору Андрееву, председателю Брянского отделения Союза художников, – говорит Елена Клюева. – Родственников в Брянске у него нет. Через некоторое время звонит его сын из Курска и говорит, что его одноклассницы приходили в музей и смотрели выставку. Он приехал в Брянск и сообщил, что у него осталось много графических работ отца. Спросил, можно ли их подарить. Мы приняли в дар около 60 работ, и живописных, и графических. 

Когда создавали каталог «Художники театра и кино. ХХ век», директору позвонили из Екатеринбурга. Оказалось, звонит главный художник местного театра Владимир Кравцев, брат автора полотен, которые есть в брянском музее. Летом он привез одну свою работу – эскиз постановки театра «Современник».

Схожим образом получили три работы Вадима Кислых, который 40 лет проработал на Мосфильме, где выполнял киноэскизы к фильмам «Михайло Ломоносов», «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова и другим. Он подарил уже 13 киноэскизов и скоро приедет на свою персональную выставку. Так по крупицам и собирают коллекцию.

Мечтается ли о большом художественном музее?

– Очень мечтается? – признается Елена Клюева. – Ведь хочется представить и другие коллекции. Сейчас мы показываем только живопись, а ведь есть замечательные скульптуры, которые нельзя выставлять без специального оборудования и без пылеотталкивающих колпаков. Мы пока не можем экспонировать графику без такого же оборудования. У нас есть замечательная коллекция художников театра и кино. Хочется, конечно, расширить экспозиционную площадь.

Но пока большинство российских музее находятся в приспособленных зданиях. И даже те, которые располагаются во дворцах, занимают не лучшие помещения, хотя и выигрывают в эстетике. Для каждого города должен быть свой проект, уверена Елена Клюева. Кстати, свои работы – а она автор многих работ – директор музея хранит в мастерской Союза художников. 

– У нас на два музея 36 сотрудников, – говорит Елена Клюева. – И главное наше богатство – это люди и картины. 

Поделиться

Новости по теме

15 ноября 2018 В Брянске откроется виртуальный филиал Русского музея

15 ноября 2018 Режиссер Елизавета Трусевич раскрыла брянцам секреты детских фильмов

13 ноября 2018 Чеченский телеканал рассказал о концерте ансамбля «Вайнах» в Брянске

12 ноября 2018 Фитнес для женщин. Модное влияние, для здоровья и силы духа

8 ноября 2018 В Унечском районе Брянской области открыли обновлённый дом культуры

Комментарии

Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

16:55, 16 ноября 2018

В Брянске 56-летний мужчина сломал нос в загадочном ДТП

13:15, 16 ноября 2018

Под Дятьковом «Мазда» сбила пьяного велосипедиста

12:25, 16 ноября 2018

Под Брянском неизвестный водитель насмерть сбил пешехода и скрылся

В России и мире

17:07, 16 ноября 2018

Украинский актер из «Стиляг» тоскует по работе в России

17:04, 16 ноября 2018

Новый род бактерий открыт в гиперсоленом содовом озере на Алтае

16:41, 16 ноября 2018

КС РФ позвал Евкурова и Кадырова на рассмотрение дела о границе субъектов

16:35, 16 ноября 2018

Пользователи всех Android-устройств стали жертвами слежки

15:45, 16 ноября 2018

Елена Ваенга угодила в реанимацию Введенской больницы

15:25, 16 ноября 2018

«Аэрофлот» запретил сотрудникам пользоваться смартфонами в офисах

15:10, 16 ноября 2018

Правительственные эксперты сообщили, какие налоги надо повысить

Последние новости

17:07, 16 ноября 2018

В Красной Горе мужчина обнаружил снаряд под навесным мостом

16:55, 16 ноября 2018

В Брянске 56-летний мужчина сломал нос в загадочном ДТП

16:40, 16 ноября 2018

Суд не смягчил приговор телефонному мошеннику, обманувшему 14 брянцев

16:21, 16 ноября 2018

«СберМобайл» идет в регионы

16:03, 16 ноября 2018

В Брянске 15 ноября открылись Рождественские образовательные чтения

Отклики
читателей

Опрос

Какие перемены в Брянске считаете важнейшими?

220 на 320 пикс.<-->