Наверх

31 октября 2017, Вторник, 17:08

У нас тут своя нечистая сила

У нас тут своя нечистая сила

Католический День Всех Святых, кривоколенными путями преобразившийся в Хеллоуин, усердно отмечаемый в протестантской Америке и активно экспортируемый по всему свету, в России так и не прижился — или пока не прижился.

Последний опрос ВЦИОМ показывает, что о самом наличии Хеллоуина знают 90% граждан, притом что отмечать его собираются лишь 3%. Практически всеобщее знание — и практически полное отсутствие желающих праздновать.

Правда, в возрастной группе от 18 до 24 лет доля желающих возрастает до 18%. Это можно интерпретировать так, что за Хеллоуином будущее, а можно и так, что молодёжные буйства — непременный элемент взросления, там даже бывают вещи и посерьёзнее, чем американский праздник, но потом всё входит в русло. И вообще: кто в молодости не перебесится, тот в старости с ума сойдёт.

Как бы то ни было, говорить, что Хеллоуин прочно вошёл в российский быт, было бы по меньшей мере преждевременно. Несмотря на четвертьвековые попытки его импортировать. При этом из этих 25 лет первые десять были крайне благоприятны для заимствования американских обычаев и ценностей. Лозунг «Настоящая Америка!» открывал все двери и вызывал немедленное желание что-нибудь импортировать. Однако столь когда-то неодолимая притягательность american way of life тут дала явный сбой.

В отличие от таких стран, как Япония и Южная Корея, тоже вроде бы не принадлежащих к англосаксонскому миру, но тем не менее вполне включивших Хеллоуин в национальные святцы, Россия — не включила.

Правда, дальневосточный пример малопоказателен. Восток — дело тонкое. Например, тонкость может выражаться в сочетании жёстко закрытой общественной системы — «чужие здесь не ходят» — с готовностью заимствовать некоторые вполне инородные культурные явления. Что в западном мире не вполне работает, то на Востоке — вполне.

Возвращаясь к России, заметим, что Хеллоуин принадлежит к праздникам, трансплантация которых в другой культурный организм крайне затруднительна.

Система традиционных календарных праздников вообще очень консервативна, ибо связана с многовековым бытом данного народа. Вдруг взять и добавить нечто с тыквами, да так, чтобы оно проросло в ткань и прижилось, — очень трудно.

Вдвойне трудно, когда речь идёт о так называемых rites de passage, т.е. ритуалах перехода, когда старое время исчезает, новое только нарождается — и в этом временном зазоре являются духи, черти, etc. Те, которые при нормальном порядке вещей сидят где-то тихо и не смущают людей. Ритуалы такого рода — это ядро народной культуры, и попытки вторжения извне тут бесполезны: очень силён иммунитет. Генная инженерия и трансплантология пока бессильны.

Наконец, если в теологическом смысле чёрт — большой интернационалист, где хочет, там и является, то фольклорная нечисть (всякие русалки, черти, змеи — то, что учёные люди называют низовой мифологией) национальна, и весьма. Если уж представлять всякую чертовщину, то свою. Принцип «американский чёрт — самый лучший (вар.: «эффективный») чёрт в мире» тут не работает. Даже если американский чёрт и вправду обладает такими свойствами — нет, подавай своего.

Всё это глубинные культурные переживания, о которых рядовой человек и не задумывается, но они действенны: благодаря им одно культурное явление приживается на родной почве, а другое — нет.

А в иных местах просвещённой Европы и по сей день существует давняя и действенная альтернатива американскому Хеллоуину. В Южной Германии (и в примыкающих Западной Австрии и немецкой Швейцарии) народ отмечает Zwölften, т.е. 12 дней между Рождеством и Крещением, по-нашему — Святки. В местностях, где сильны духовные скрепы, ходят ряженые в мохнатых шубах и со страшными клыкастыми и рогатыми харями.

4 января 1996 года мы с женой гуляли по верхнебаварскому Гармиш-Партенкирхену и повстречали таких ряженых, которые символически ударили жену веником по заднице, что, согласно местным верованиям, приносит счастье. Верования оказались справедливыми: жена очень полюбила Гармиш и её постоянно туда тянет.

Не знаю, можно ли и нужно ли реанимировать наши святочные забавы: вопрос сложный, уж очень много было порушено. Но, как своё, родное, они имеют гораздо больше шансов прижиться, нежели День Всех Святых с тыквами и нечистой силой. И уж точно возьмут больше, чем 3%. Свои культурные переживания — большая сила, и напрасно вольтерианцы против того говорят.

Максим Соколов.

Источник: russian.rt.com


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Глупые брянцы будут гибнуть от коронавируса

25 июля 2021, Воскресенье, 18:09

Глупые брянцы будут гибнуть от коронавируса

Как сообщает Daily Mail, жертвами коронавируса все чаще становятся люди старше 40 лет, отказавшиеся от вакцинации

Президент Зеленский выстрелил в россиянку Бакальчук и попал по украинкам

23 июля 2021, Пятница, 22:16

Президент Зеленский выстрелил в россиянку Бакальчук и попал по украинкам

Российская сеть Wildberries довольно широко представлена на Украине

Убийцы ухмыляются за телевизорами

23 июля 2021, Пятница, 22:04

Убийцы ухмыляются за телевизорами

Он был добрым, умным, веселым мальчиком, который вдохновенно пел под гитару

«Хочешь бухать − бухай»: в Брянске выросло второе поколение шариковых

22 июля 2021, Четверг, 19:50

«Хочешь бухать − бухай»: в Брянске выросло второе поколение шариковых

В Брянске закончилось формирование второго поколение шариковых. Они обучаются у первого поколения − жертв перестройки и ельцинских «ряформ»

Брянские журналисты стали жертвами антипрививочной пропаганды

19 июля 2021, Понедельник, 01:36

Брянские журналисты стали жертвами антипрививочной пропаганды

Корреспондент брянского издания Евгений Шульга сделал прививку препаратом от коронавируса «Спутник V». Он рассказал о «шокирующих последствиях» вакцинации, однако это вызвало раздражение