Наверх

26 февраля 2017, Воскресенье, 16:56

Брянский кузнец: Просьбу сделать клинок для главы Ингушетии посчитал шуткой

Брянский кузнец: Просьбу сделать клинок для главы Ингушетии посчитал шуткой

Брянский кузнец Александр Тыртов, который выковал клинок для подарка главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову и топорик, подаренный известному певцу-патриоту Николаю Емелину, рассказал «Брянским новостям» о том, как осваивал кузнечное ремесло, с какими трудностями приходится сталкиваться в работе и как готовил подарки для знаменитых людей. Сегодня 33-летний мастер делает уникальные вещи, многим из которых нет аналогов в мире. 

− Александр, минувшим летом главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову подарили изящный клинок, сделанный вашими руками. Поведайте историю этого презента.

− Ко мне обратился знакомый, с которым мы давно общаемся – директор проекта М-1 и тренер спортсмена из Ингушетии Он предложил мне сделать на заказ клинок для главы Ингушетии – оружие в традициях турецких палашей. Сначала это предложение я принял за шутку, но, как выяснилось, товарищ мой вовсе не шутил. Я обратился к различным источникам, дабы понять, как выглядит такой клинок, а затем взялся за дело. Трудился около недели по двенадцать часов в день. Время поджимало, поэтому требовалось успеть выполнить заказ. Было не просто – работал в небольшом помещении в тридцатиградусную жару, как в бане. Я сделал само железо без сборки – клинок, крестовину. Полученный клинок заказчик передал на дальнейшее оформление и сборку. Выбор пал на меня, наверное, потому что занимаюсь эксклюзивной ручной работой. Я практикую традиционное кузнечное ремесло – без механических молотов и газовых горнов. Прежде я уже делал на заказ подобный подарок для генерал-полковника Валерия Капашина на открытии химзавода в Почепе, а вот для главы региона трудился впервые. Приятно, что мою работу оценили на таком уровне.

На днях в Брянске впервые состоялся концерт автора-испопнителя Николая Емелина, под песни которого выходят на ринг боксёр Александр Поветкин, бойцы Фёдор Емельяненко и наш непобедимый земляк Виталий Минаков. Во время концерта вы вручили певцу топорик, сделанный вашими руками. Расскажите о подарке для артиста.

Топорик был откован от души − на одном дыхании. Так бывает, когда делаешь подарки для очень хороших людей. Эта работа − полностью ручная ковка, на древесном угле. Топорик делался из нескольких разных сортов стали, сваренных в единое целое, по одному из возможных вариантов изготовления топора на Руси в 10 − 11 веках. Подарок рождён из четырех стихий умелыми руками мастера-ремесленника в дар хорошему певцу и музыканту Николаю Емелину.  

−  Для вас ручная ковка − это работа или же просто хобби?

− Кузнечное дело – это для меня теперь уже, скорее, работа. Начинал я трудиться на Брянском машиностроительном заводе, но его полностью развалили. От бывшего БМЗ, где были три производства, остались один-два сборочных цеха, которые сами ничего не производят, а всё делают из покупных деталей. Я работал на дизельном производстве, но в 2009 году его сократили. Надо было куда-то двигаться дальше, чем-то заниматься. Судьба свела меня с известным кузнецом-клиночником Владиславом Матвеевым, который обучил меня азам ремесла. С 2007 года, тогда ещё работая на БМЗ, я параллельно учился у Матвеева. Мне была интересна ножевая работа, причём, именно историческое направление – реконструкция старинного оружия. После БМЗ я некоторое время поработал геодезистом, однако кузнечное дело уже не бросал. А в 2012 году получил лицензию предпринимателя и стал изготавливать ножи,  но только уже не в мастерской Матвеева, а у себя дома. Получив необходимые знания, уже развивал направление традиционной ручной ковки. 

Работа в кузнице требует не только мастерства, но и огромного терпения, не так ли?

− Безусловно. Механическим 80-килограммовым молотом бабахнул – железка готова. А ручная ковка занимает гораздо больше времени и требует куда больших физических сил. Но зато сейчас я могу в  голом поле в любых условиях выковать практически любые изделия, которые изготавливали средневековые кузнецы. Достаточно прямо на месте сделать из брёвен станину, куда крепятся меха, вбить в подходящий пень наковальню – и можно спокойно приступать к работе. Но, конечно, всему этому надо учиться, набивать руку. Человек, который ни разу не занимался ковкой, ничего сделать, понятно, не сможет. Конечно, даже у мастеровитого кузнеца никогда ничего не получится на сто процентов. На сто процентов без брака выходит только у людей, которые работают языком. Всё требует времени и терпения. Не вышло с первого раза – выйдет со  второго. Только забрасывать не надо: старайся, пробуй разные варианты. 

− Какие вещи вы делаете?

− Топорики туристические, наконечники, клинки для ножей, орудия для спортивных турниров и быта, различные сувениры. В общем, всё то, что позволяет предпринимательская лицензия в рамках нашего законодательства.  

− Насколько  сегодня востребована традиционная ручная ковка?

− Честно вам признаюсь – занимаюсь этим только потому, что мне интересно. Работа трудозатратная, и, к сожалению, она не окупается. В Брянске очень сложно найти покупателей. За время работы я в нашем городе продал всего пару топориков. Если на сто заказов один будет из Брянска – уже хорошо. Заказы же поступают в основном из крупных городов от коллекционеров или тех, кто занимается туризмом. Это узкий круг людей, ценящих ручную работу, а не китайскую штамповку, которую в магазинах продают в общем-то за те же самые деньги. Ну, может быть, чуть дешевле.

− Но большинство покупателей выбирает как раз штамповку. Почему?

− Многим хочется приобрести побольше и за меньшую цену. Любое изготовление ножей начинается с того, что ты берёшь железо и начинаешь его ковать. Уже потом идёт слесарная работа и сборка. Да, сейчас многие так называемые мастера идут по более простому пути. Они не начинают с ковки, а берут лист металла и режут его лазером. Но это совершенно не то. По сравнению с ручной ковкой, можно сказать, суррогат. Человек называет себя мастером: вот сделал с помощью лазера кучу железок, а заодно − себе рекламу. За то время, за которое он изготовит сто ножей, я, занимаясь ручной ковкой, сделаю всего лишь десять-пятнадцать. В этом плане проигрываю очень сильно, что очень хорошо понимаю.

− Вы ведёте в соцсети «ВКонтакте» группу «Брянский коваль». Много ли у вас в интернете единомышленников?

− Да, в группу заглядывают люди, которым это интересно. Увы, не проявляют интереса земляки. В основном, пишут из Москвы, Питера, Ростова, Самары, Нижнего Новгорода, сейчас из Крыма народ подтянулся. Конечно же, общаюсь в сети с другими мастерами.

− Обмениваетесь профессиональными секретами? 

− Я занимаюсь кузнечным ремеслом достаточно давно, так что мне достаточно посмотреть, что за изделие человек сделал, а уже варианты технологии ковки и сам могу просчитать. С белорусами вот интересно пообщаться – у них достаточно сильные мастера. На Украине тоже есть умельцы. На профессиональную тему с ними поговорить ещё можно, если только не касаться в беседе политики. 

− Планируете в будущем освоить новые направления кузнечного ремесла?

−  Оно  в любом случае требует постоянного развития, останавливаться на месте нельзя. Не будешь же всю жизнь ковать только гвозди. Так, в 2012 году для меня нынешний уровень был недостижим – в чистом поле сковать наконечник для копья из дамасской стали. Следующий очень сложный шаг – художественная ковка. Проблема в том, что работаю один, а некоторые изделия можно изготовить только в паре с помощником.  Ещё один важный момент: нет помещения, приспособленного для работы. Если бы властям города это было интересно, то можно было бы успешно развивать не развлекательное, как клуб «Кветунь», а кузнечное ремесленное направление исторической реконструкции – скажем, в рамках патриотической работы с молодёжью. А лично мне бы хотелось представить свою работу не только на брянских и всероссийских, но и на международных фестивалях, чтобы показать: наш российский мастер способен своими руками выковать ту же вещь ничуть не хуже, а то и лучше, скажем, английского или немецкого кузнеца.  Так что посмотрим, как сложится. Во всяком случае, есть, куда стремиться. 

Фото: «Брянские новости», соцсети

В Навлинском благочинии простились с бойцом СВО Андреем Немцевым

15 февраля 2026, Воскресенье, 23:44

В Навлинском благочинии простились с бойцом СВО Андреем Немцевым

Отпевание новопреставленного воина Андрея совершил настоятель храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии поселка Синезерки иерей Вячеслав Ляпченков

Брянский губернатор напомнил о подвиге брянских воинов-интернационалистов

15 февраля 2026, Воскресенье, 14:39

Брянский губернатор напомнил о подвиге брянских воинов-интернационалистов

Как пояснил губернатор Брянской области Александр Богомаз, в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск приняли участие более 620 тысяч военнослужащих со всего Союза

Операторы связи начали предупреждать брянцев о замедлении «Телеграма»

15 февраля 2026, Воскресенье, 07:15

Операторы связи начали предупреждать брянцев о замедлении «Телеграма»

В сообщении одного из операторов «большой четверки» говорится, что Роскомнадзор начал замедлять работу мессенджера, поэтому приложение может функционировать нестабильно

Оттепель обернется серьезными испытаниями для жителей Брянской области

14 февраля 2026, Суббота, 15:26

Оттепель обернется серьезными испытаниями для жителей Брянской области

Оттепель в Брянской области обернется серьезными испытаниями, уже через день погода сильно изменится

В Бежицком районе Брянска разобрали новогоднюю ёлку-рекордсмена

14 февраля 2026, Суббота, 10:59

В Бежицком районе Брянска разобрали новогоднюю ёлку-рекордсмена

В Бежицком районе Брянска разобрали украшавшую площадь возле ДК БМЗ новогоднюю ёлку, не дожидаясь наступления китайского Нового года