Наверх

29 января 2017, Воскресенье, 17:34

Брянец Евгений Ивакин: «Бог дал мне больше, чем ноги»

Брянец Евгений Ивакин: «Бог дал мне больше, чем ноги»

Первый номер журнала «Брянские миряне» вышел в свет в мае 2012 года. 

«Бог в помощь редакции этого издания в дальнейших творческих трудах. Читателям журнала желаю доброго назидательного чтения, выражаю надежду на то, что публикации «Брянских мирян» воодушевят многих к совершению христианских и человеческих добродетелей. Храни вас Господь!» – этими словами    Епископ Брянский и Севский Александр благословил коллектив на  творчество.

Знакомим читателей с одной из публикаций журнала «Брянские миряне».

ЕВГЕНИЙ ИВАКИН: «БОГ ДАЛ МНЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НОГИ»

Знакомство с этим человеком наводит на серьезные размышления. О том, что такое настоящее мужество. О милосердии и жестокости. У Евгения Ивановича Ивакина, инвалида I группы, позади 62 года борьбы за существование. Не сказать, что его положение кардинально изменилось, — он по-прежнему в тисках страшной болезни. Однако этот человек пережил не только бесконечные освидетельствования его немощи и жестокость «советских медицинских концлагерей» (такова его беспощадная характеристика): он в самые немилосердные времена сумел сохранить душу — для веры и молитвы, способности — для обучения иностранным языкам, силы — для помощи тем, кому было хуже, чем самому. Хотя казалось, хуже, чем ему, быть не может. 

ЦАРСТВО САТАНЫ

«…Даже врачи-специалисты невольно ужасаются такой цифре: 62 года ты прикован к коляске…»  — так начиналось его письмо в редакцию. Чем было вызвано? «Захотелось исповедаться. Рассказать о жестокости и любви». …Советское общество в идеале, к которому стремились без Бога, должно было состоять из поголовно счастливых людей. «Не таких, как все» в буквальном смысле держали в подвалах, им десятилетиями не позволено было выходить на улицу. Когда он появился в программе «Взгляд» у Владислава Флярковского, в студии раздался телефонный звонок: «А почему не уничтожили таких  больных, когда они были маленькими?»… «Это было царство сатаны», — интонация, с которой Евгений Иванович произносит эти слова, не оставляет сомнений. Безбожные врачи «безнадежных» детей оставляли без медицинской помощи даже в лечебных учреждениях, где бесправные тихо умирали. Жаловаться было некому и бессмысленно. После страшных испытаний, описанию которых может быть посвящена отдельная книга (в том числе трех операций, когда Жене под местной анестезией замораживали головной мозг, вгрызались в него все глубже и глубже — при этом пациент каждый раз, к неудовольствию врачей, «почему-то» терял сознание), мало у кого оставались сомнения в том, что он выживет. Однако он остался в этом мире, чтобы свидетельствовать о его жестокости и о милости Божией. 

ВЕРА

«Я каждое дыхание своей жизни посвятил тому, чтобы служить обществу и делать добро». Тому обществу, которое его видеть не хотело. …Повезло со школой. Простой брянской школой, в которую необычного мальчика приняли, несмотря на административные препоны. Пятеро одноклассников по очереди возили его на уроки (отец ненавидел сына, держался мальчик только заботой матери). Вспоминает, что был в школе самым смешливым — радовал сам факт того, что он учится со здоровыми детьми и они принимают его. Не все, конечно, — многие просто не замечали. Как потом выясниться, «этот убогий» единственный из мальчишек всего класса получит высшее образование — остальных погубит водка.  

Мама Жени только один раз за всю жизнь позволила себе отлучиться от сына — проведать любимую учительницу. Встреча не была случайной. Та женщина, спасавшая в безбожное лихолетье иконы, сказала ей: «Жене надо уверовать в Бога — может, Он ему ноги даст». «Бог дал мне больше, чем ноги», — утверждает теперь Евгений Иванович. Исстрадавшаяся душа 12-летнего мальчика сразу откликнулась на призыв. Причем он стал молиться не только об исцелении себя, но и об исцелении страны от недуга безверия и жестокосердия. Господь всегда был рядом, но теперь Его присутствие стало очевидным. Несчастья перемежались с чудесами. На первом уроке иностранного языка Женя понял, что это его призвание — говорить на разных языках. Человек, которому пальцы заменяла пишущая машинка, ноги — специальный велосипед, кто жил на лекарствах, самостоятельно освоил четыре (!) языка. Мечтал выучить португальский, язык страны, с которой у СССР на тот момент не было дипломатических отношений, тогда он не только без работы не останется, но и сможет приносить большую пользу своими переводами. Однако легче оказалось освоить немецкий и английский. «А еще я перевожу с чешского и французского». 

…Документы подал в МГУ. 

«БЕЙ ЕГО!»

Ивакин имел смелость, даже дерзость заявить о своих правах. И это в то время, когда на таких, как он, смотрели, как на вставшего из гроба покойника. …На экзамене ответил так, что второй на потоке получил 4, — остальных отправляли не солоно хлебавши. Но если простые люди восхищались его мужеством и знаниями, то власть предержащие недвусмысленно намекнули: не про твою честь учиться здесь. «В ЦК комсомола, где просил помощи как член той тогда массовой организации, мне уже мягко отказали. И тогда пришлось сказать: «Понял, что своей стране я не нужен. Так что же мне теперь в Америку уезжать?» Далеко не рядовой сотрудник того учреждения, побелев от гнева при этих словах, ответил: «Извини, но за это я тебе могу выставить отсюда вон. А там на все четыре». Дали денег на проезд домой, сказав при этом сопровождавшему приятелю: «Если он про Америку еще будет говорить, бей его!».

После обивания порогов и унизительных доказательств своих недюжинных способностей Ивакин поступил в Брянский педагогический институт на отделение иностранных языков. Требования к студентам предъявлялись высокие. В свое время такую планку задала руководитель отделения – выпускница Йенского университета. И Женя тянулся изо всех сил. Учебники и пленки на долгое время стали его постоянными собеседниками. До сих пор видит сны, как сдает экзамены… По милости Божией и благодаря собственным огромным трудам институт он окончил. Тогда испытания пришли с другой стороны — отказывали в трудоустройстве. И разве не милость Божия, что он всегда находил применение своим знаниям как переводчик, как рецензент, даже как писатель? Теперь, в эпоху интернета, имеет возможность общаться со всем миром.  

ЛЮБОВЬ И МУЖЕСТВО

При каждом удобном случае он говорил о Боге с теми, кто мог его понять и услышать. «От профсоюзной организации института получал путевки в санатории для тех, кто тоже не ходит. Почти каждый больной там морально разлагался. Ненормативная лексика, курево, пьянки, а подчас и драки — вот из чего состояла там жизнь. В одной палате лежал парень с переломом шейных позвонков. Мать его была само отчаяние, отец махнул рукой. Уговорил их посетить православный храм. И что же?! Через год в той же здравнице встречаю еще год назад прикованного к постели… уже ходячим, слегка опирающимся на клюшки. Это ли чудо из чудес?!» Вера давала силы даже тогда, когда можно было захлебнуться от отчаяния. Женя, сам нуждающийся в постоянном уходе, досматривал горячо любимую маму, которой ставили диагноз один страшнее другого: перелом бедра, инсульт, онкология… Она немного не дожила до 90. Сын хлопотал, несмотря на отказы в инстанциях: «Людям в таком возрасте и с такими диагнозами помощь уже не нужна…» Днем — сиделка, а все ночи были на нем: ставил капельницы, делал массаж, мерил давление, подносил таблетки и питье, утешал и усмирял… Боялся одного: как бы не упасть, когда сам пересаживался на коляску, — поднять было некому. 

СЛУЖЕНИЕ

Пришло другое время. Таких, как Ивакин, больше не прячут по подвалам. Может, по их молитвам сердца «здоровых» людей начали оттаивать. В 1989 году в Брянске действовала организация «Еще не вечер», объединившая не только людей с трагическими судьбами, но и тех, кто готов был бескорыстно помогать. «Учащаяся молодежь, блюстители порядка, отважные огнеборцы на руках и плечах заносили нас в автобусы, щедро предоставлявшиеся руководителями предприятий и учреждений, мы ездили на стадионы, где выступали звезды эстрады, летом — на берег реки… Однажды заехали в православную церковь и навсегда оставили там свои сердца». Движение было настолько активным, что администрация области подарила организации автобус, в железнодорожной больнице были оборудованы специализированные палаты… Доктора при этом охотно шли навстречу! «Вы знаете, люди стали добрее, сострадательнее, теперь редко можно услышать в свой адрес оскорбления и унижения…»  Этот парадокс не сразу бросается в глаза: время диктует погоню за благополучием, а люди все чаще смотрят в сторону тех, кому откровенно плохо. 

…Телефон на столе Евгения Ивановича раскалялся от звонков: помочь, подсказать, направить, утешить. В таком положении 30 лет отработать и преподавателем, и переводчиком, возить людей по монастырям… И хотя организация со временем распалась из-за недостатка финансирования и ухода в мир иной составлявших ее членов, он до сих пор невидимыми нитями связан с людьми, которым деятельно сострадает. Ведь милосердие, как и вера, без дела «мертва есть» (Послание апостола Иакова, 2:26). «Активно шефствовали мы и над теми, участь которых — проживание в казенных стенах. Случалось не допускать людей отправке туда даже в тяжелейших случаях. …А таких молодых людей, которым было отказано в познании радости, лишь в одном районе были десятки. Сокращенные 8-летнее обучение на дому, а дальше ты, как правило, выброшен из жизни. Встречи наши с ними не прошли даром. Кто-то трудоустроился, окончил вуз, образовались семьи…»  

Творя добро, Евгений Иванович живет в бесконечной благодарности. Не хватит страницы, чтобы перечислить имена тех, за кого возносит он молитвы. Среди них — ушедшие в мир иной матушка Валентина и отец Павел Дроздовы; врач Андрей Семенович Левин, который переболел сам ДЦП и в безбожные времена тайком лечил брошенных детей, еще один врач, который заявил в открытую, что не бросит сумасшедшего мальчика, потому что его за это покарает Бог; Федор Васильевич Слюняев, ректор БГПИ. Ныне здравствующие протоиерей Павел Чикалин и матушка Анна; архимандрит Никита (Заиграйкин); «люди в белых халатах» Татьяна Павловна Зайцева и Наталья Михайловна Ефимова, продлившие жизнь мамы (а значит, и его) на 5,5 лет; служащая областного департамента семьи и социальной политики Марина Александровна Кабанихина; члены молодежного православного движения; майор внутренней службы Сергей Владимирович Королев; компьютерные гении Кирилл и Мария Масловы… Однажды произошла беда: у Евгения Ивановича сломалась коляска. Для человека в таком положении это страшно. В то время он работал в ДК железнодорожников и обратился с просьбой на имя начальника Брянского отделения дороги Мухарбека Магомедовича Озиева. «Отношение этого замечательного человека превзошло все ожидания. Вместе со своим заместителем Анатолием Федоровичем Слабыней они приехали с руками, полными гостинцев. Средство передвижения было срочно отремонтировано». С этого момента работники железной дороги регулярно навещают Евгения Ивановича, а Анатолия Федоровича Ивакин называет своим «ангелом-хранителем».  

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ?

…Евгений Иванович не жалуется. Хотя ему без мамы, без работы, без «Еще не вечер» жить непросто. Но когда я напрямую задала ему вопрос о том, не унижает ли его жалость, он с горячностью ответил: «Жалость не может унизить и ее никогда не может быть много!» И все-таки жалость и милосердие разные понятия. Ведь даже помощь Ивакина друзьям по несчастью всегда деятельна. И нам такие люди даны именно для того, чтобы учиться милосердию, то есть быть деятельными в помощи. Например, наш герой нуждается в изменении условий жизни: в доме, где живет Евгений Иванович, не предусмотрен пандус. Вот конкретная возможность городской администрации проявить милосердие: от одного пандуса или квартиры по программе «Удобное жилье» город не обеднеет. Согласитесь, для нас с вами такие, как он, делают больше. Кроме того, наверняка найдутся те, кого полиглот Ивакин сможет научить иностранному языку. Его ученики в прошлом заканчивали вечерние школы и поступали на курсы иностранных языков — это ли не доказательство мастерства? 

Елена Стародумова, журнал «Брянские миряне»

Фото: Геннадий Курбатов


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Опустеет ли в Брянске легендарный Щукинский рынок

16 апреля 2024, Вторник, 09:34

Опустеет ли в Брянске легендарный Щукинский рынок

Пойдут ли брянские власти вслед за главой Крыма Сергеем Аксеновым, который запретил мигрантам работать в сельском хозяйстве, на производстве продуктов питания

Мордобой отделившихся

15 апреля 2024, Понедельник, 15:23

Мордобой отделившихся

Они отделились от Союза, чтобы построить свое государство. Как и бандеровцы. Но пока получилось только навязать свою любовь Западу

Министерство западного просвещения решило учить брянских детей патриотизму через чирлидинг

15 апреля 2024, Понедельник, 06:01

Министерство западного просвещения решило учить брянских детей патриотизму через чирлидинг

Брянских детей будут учить патриотизму посредством русской народной игры в гольф  и чирлидинг. Что, не слышали о таких? И гольф не очень русский?

Руководители брянских школ выкинули велосипеды детей за забор

13 апреля 2024, Суббота, 07:15

Руководители брянских школ выкинули велосипеды детей за забор

Школьники широко разрекламированной в Брянске школы № 71 вынуждены оставлять свой двухколесный транспорт за забором образовательного учреждения

«Малако» и брянская парижанка

5 апреля 2024, Пятница, 06:01

«Малако» и брянская парижанка

Устроиться на хорошую работу в Брянске трудно уже тогда, когда стукнуло 40 лет. В пятьдесят на претендента смотрят с сожалением, в 60 − с недоумением. А до пенсии еще далеко, она для мужчин в 65