13 марта 2015, Пятница, 09:11
Вспомним Победителей поимённо: Ульянов Никифор Иванович
«Брянские новости» продолжают публиковать материалы, посвящённые воинам, сражавшимся за Великую Победу.
«Мой дед, Ульянов Никифор Иванович, родился в деревне Сосновое Болото 25 апреля 1916 года в многодетной крестьянской семье. Его мама умерла, когда он был ещё маленьким. С детства познал нелегкий крестьянский труд, наравне с взрослыми мужчинами работал на полях. В 1937 году он был призван на срочную службу в Красную армию. Служба пришлась ему по душе. Он окончил годичную полковую школу, родные им гордились.
Война для Никифора началась не в 1941 году, а еще в 1939-м в Финляндии. Никифор принял боевое крещение, обеспечивая штабную связь командованию. С ноября 1939 по март 1940 года наши войска вели бои в условиях зимней стужи. Не знал тогда наш солдат, что эта короткая финская война будет для него не последней.
Когда в 1941 году началась Великая Отечественная, Никифор служил в Люберцах. В первые же дни он стал проситься на передовую. Из Люберец попал на линию фронта в районе Змеевки Орловской области. К тому времени Ульянов был уже опытным связником и заместителем командира взвода. Но командование сочло возможным направить его на обучение в Ивановское военно-политическое училище. Там он получил офицерские погоны и вернулся на передовую. В то время Красная Армия вела ожесточенные бои за Днепр. Гитлеровцы старались удержать территорию правобережной Украины. Сюда под Киев на должность заместителя командира батальона и прибыл двадцатишестилетний лейтенант Ульянов.
Воспоминания о войне, которая унесла миллионы человеческих жизней, всегда были тяжелы для нашего фронтовика. Рассказы были неспешными, с глубокими паузами. Он говорил, что период наступления Красной Армии не был легким. Фашисты отступали с боями, оставляя на советской земле трупы своих солдат, а красноармейцы рвались на передовую, продвигаясь по метру на запад.
Мой дед, как и многие воевавшие с ним, мечтал взять Берлин. Но в то время распоряжалась судьбой солдат война. Не случилось деду дойти до фашистской Германии. В одном бою за украинское село накрыл его подразделение артиллерийский обстрел противника. Свистело и грохотало в округе, не умолкая. Как сразило его снарядом дед не помнил, не чувствовал, как с окровавленной ногой притащили его товарищи в первый уцелевший дом. Без сознания провел он несколько часов и когда очнулся, то сразу нащупал револьвер, который ему оставили фронтовые друзья. Дед рассказывал, что сжав рукоятку, думал о том, что живым врагу не сдастся. Когда бой немного утих, санитары собрали раненых и медсоставом отправили в госпиталь. Но под Киевом немецкие самолёты превратили вагоны с ранеными в груду металла. Никифор Иванович говорил, что никогда в жизни он больше не испытывал такого чувства подавленности и безысходности, как в тот момент под Киевом.
Победу встретил мой дед в госпитале в далёком Баку. Вернулся наш солдат домой с костылями и уже на одной ноге. Никогда не ныл, не просил поблажек, не позволял считать себя инвалидом. В мирной послевоенной жизни всегда оставался воином. Окончил бухгалтерские курсы и трудился в совхозе. Был очень справедливым человеком. Мой дед Никифор создал прекрасную семью, воспитал четверых детей и семерых внуков. Мама рассказывала, что всегда к нему можно было обратиться за помощью и советом. Праздник Великой Победы был для деда главным событием в жизни. Для нас, его внуков, этот праздник всегда будет священным днем Памяти.
Елена Ульянова, внучка фронтовика»








