19 ноября 2012, Понедельник, 23:14
Брянский тепловоз стал памятником
Новый необычный памятник появился в Брянске – его установили на территории Брянского машиностроительного завода. Рядом с разместившимся здесь семь лет назад паровозом Од, или «джойка», занесенным в реестр российских памятников технической мысли, стал тепловоз ТЭМ21.
На предприятии говорят, что подобное соседство, как минимум, символично. Безмолвный представитель «века пара» как бы передал эстафету локомотиву следующего поколения – с асинхронным типом передачи, за которым будущее заводского тепловозостроения.
Паровоз Од, или «джойка», был наиболее массовой разновидностью паровозов серии «О» («Основной»). Они работали на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а позже – на всех советских «железках». Отреставрированный и установленный на территории БМЗ в 2005 году паровоз Од-1976 выпустили в 1897 году. Интересно, что тогда на заводе изготовили 104 единицы Од, а спустя 104 года, в 2001-м, на БМЗ создали тепловоз ТЭМ21.
Небезынтересна и история создания ТЭМ21, появившегося не на пустом месте. Асинхронная передача впервые в России была опробована брянскими заводчанами на маневровом ТЭМ2 №282 в кризисном 1999 году. Тогда компания «РЖД» новых тепловозов не заказывала, и чтобы хоть как-то загрузить цеха работой, на БМЗ организовали капитальный ремонт локомотивов. Один из них решили оборудовать передачей переменного тока. Опыт оказался удачным: владельцы обновленной машины остались довольны переделкой. Убедившись в эффективности асинхронного привода, тепловозостроители спроектировали и построили ТЭМ21. Он был оснащен микропроцессорной системой управления и диагностики, а также другим самым совершенным на тот момент оборудованием.
– Однако железнодорожникам такой тепловоз в то время не требовался, – рассказывает руководитель службы по связям с общественностью Брянского машиностроительного завода Елена Захарова. – Поэтому ТЭМ21 так и остался в единственном экземпляре, зато стал своего рода полигоном для дальнейшей отработки асинхронного привода. Сейчас им оснащены магистральные локомотивы 2ТЭ25А «Витязь» и 2ТЭ25АМ. Передача переменно-переменного тока будет применена на строящихся маневровых тепловозах ТЭМ33, ТЭМ35 и на разрабатываемом тепловозе ТЭМ10ВА.
Между тем установить на постамент ТЭМ21 было не так-то просто. Его рама 23 метра в длину, а весит она 26 тонн. Но заводчане – водитель Сергей Власов и слесари цеха маневровых тепловозов – нашли выход. Они задействовали два автокрана – на 50 и 40 тонн, которые подняли и перенесли тяжеленную раму. Затем рабочие смонтировали на ней кабину, кузов, холодильную камеру.
Фото пресс-службы БМЗ
Другие новости
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle