Наверх

4 октября 2012, Четверг, 12:29

Леонид Филин: «Власти Брянской области вконец добили автобусные перевозки»

Леонид Филин: «Власти Брянской области вконец добили автобусные перевозки»

Он больше не может мириться с происходящим. Генеральный директор крупнейшего регионального оператора автобусных пассажирских перевозок ОАО «Брянскавтотранс» Леонид Филин (на фото справа) настаивает, что существующие в Брянской области»подобия» транспортной и тарифной политик в сфере автобусных и маршрутных перевозок нужно срочно менять. А еще лучше − совершенствовать. Иначе еще немного, уверен, он, и Брянская область окончательно потеряет созданную десятилетиями автобусную маршрутную сеть.

– Леонид Васильевич, к чему столь резкие заявления, что Брянская область может остаться без пассажирского автобусного сообщения? Какое-никакое, оно все-таки есть.

– В том-то и дело, что «какое-никакое», с серединки на половинку. Например, наши предприятия планово-убыточные. Между тем областные власти за последние годы сделали все, чтобы окончательно добить до ручки автобусные перевозки. Всего несколько цифр. В связи с государственным регулированием тарифов на проезд пассажиров и равную доступность льготных категорий граждан из бюджета должны выделяться необходимые денежные компенсации автотранспортным предприятиям, однако с 2010 года они выделяются ниже уровня 2006 года. В 95-м году по всей Брянской области курсировали 1248 автобусов, сейчас их – около 650. Причем почти 60 процентов машин морально устарели и физически изношены: им пора в утиль. Причина? На Брянщине отсутствует единая транспортная и тарифная политика в сфере автобусных перевозок, чтобы там ни говорили отвечающие за них чиновники областной администрации.

– Что дает вам основания так говорить?

– Областные власти сделали все, чтобы пустить на коммерчески выгодные и популярные маршруты около 500 частных предпринимателей-частников, которые перехватили у существующих ПАТП примерно 1,5 миллиона пассажиров – в денежном выражении это порядка 20 миллионов рублей в месяц. Если умножить на 12 месяцев, то получается как раз та хронически недостающая нам для уплаты своевременной зарплаты и налогов «оборотка». Причем половина этих предпринимателей работает без билетно-кассовой продукции, проще говоря, они не выдают чеки или проездные талоны пассажирам, то есть деньги воруются и рассовываются по карманам. Налоги же в сфере транспорта опять же по этой причине – они ведь все сидят на «вмененке», поэтому платят твердую и не очень большую ставку – за несколько время наверняка сильно уменьшились. Мы же только за четыре года внесли во все уровни бюджетов 190 миллионов рулей. Таким образом, ущерб был нанесен не только нам, крупным автотранспортным предприятиям, но и региональному бюджету, а областная власть этого замечать не желает.

Кроме того, три года назад областью были созданы пять фирм – обществ с ограниченной ответственностью, 51 процент в уставном капитале которых принадлежит региональному Фонду имущества, дескать, мы – бизнесмены, только хапать и можем, а это государственники – они другие. Но прошло время и что мы видим? Эти фирмочки сводят концы с концами. И даже бывший директор искусственно созданного, но уже также канувшего в лету «Управления транспорта Брянской области» Виктор Яшков признает сейчас, что это было одной из самых больших ошибок областной власти.

– Наверняка, это не все?

– Вы правы: слишком большой уже клубок накопившихся проблем, решать которые нынешняя власть не хочет и даже не стремится. Например, тариф на пассажирские перевозки – стоимость одного километра пути – должен по идее пересматриваться ежегодно, хотя бы в силу имеющейся инфляции. Раньше для этого были предусмотрены дефляторы. А теперь нет. Сегодняшний тариф не менялся с 15 января 2011 года: как компенсировали нам 1,4 рубля за километр пробега, так и продолжают, хотя реальная его стоимость уже 2,5 рубля. Связано это с существующим до сих пор государственным регулированием тарифов. В его рамках каждый год проводятся торги, или открытые аукционы на осуществление пассажирских автобусных перевозок. Выделяются определенные суммы на субсидирование перевозок. Но до нас они доходят почему-то в сильно урезанном виде. Взять, к примеру, Клинцы – второй по величине город Брянской области. Там компенсация выпадающих доходов от работы нашего филиала – ЗАО «Клинцовское ПАТП» осуществляется только на 50 процентов от требуемой суммы. Так, на 2012 года было выделено из 14 миллионов всего 7,9 миллионов рублей. Несмотря на это утвержденное главой города расписание выполняется нами по всем маршрутам, хотя мы и вынуждены были при таком отношении сократить на некоторых из них количество рейсов – ненамного, но все же.

К слову, если в 2006 году все транспортники Брянской области получили субсидии в размере 202 миллионов рублей, то сейчас – только 114. Никто не верит в это, но так и есть, хотя все за шесть лет в разы подорожало. Кроме того, была убрана с 1 января 2011 года областной Думой льгота по транспортному налогу в размере 70 процентов. Хотя такие льготы есть во всех цивилизованных странах. Ведь мы выполняем согласно государственному контракту полномочия властей по перевозке пассажиров. Просим их дать нам хоть какие-то льготы. Но помощи никакой. Только и слышим в ответ: «Нет» и «Нельзя». Что в отношении увеличения тарифов, что в отношении приобретения ГСМ.

– А с горюче-смазочными материалами что?

– За последние три года ГСМ подорожало в два раза. Добавлю, что стоимость электроэнергии выросла в 1,5 раза, воды и водоотведения, проще говоря, канализации – в 3 раза. Что трубы за это время золотыми стали, бензин лучше или вода чище? Нет, конечно. Просто цены на энергоресурсы определяет областной комитет тарифной политики. А цены на топливо – компании-монополисты. Но как раз с ними и можно договориться. Раньше, до 1 января 2007 года за счет оптовых закупок ГСМ на уровне региона экономилось до 22 миллионов бюджетных рублей. Мы и сейчас в компании экономим с каждого литра 1-2 рубля за счет оптовых поставок. Но предлагаем внедрить это для всей области: только и надо, что руководителям региона съездить одним днем в Москву и договориться с нефтяниками о льготных условиях поставок. Но они палец о палец не хотят ударить. Хотя тоже самое давно практикуется в отношении сельхозпредприятий. Чем хуже автотранспортные предприятия, исполняющие социальный заказа на пассажирские перевозки – не пойму.

Хорошо, не хотите в столицу ехать – я сам могу съездить на тот же нефтеперерабатывающий завод в Самару: нам прокачают по трубе определенный объем, за счет чего будут сэкономлены огромные средства. И снова никакой поддержки на уровне области. Помню, как уволенный заместитель губернатора Евгений Кузавлев в ответ на все мои предложения, махнув рукой, прилюдно вспыхнул: «Садись на мое место и управляй!». Хотя речь была совсем не об этом.

– Как с перевозками льготных категорий граждан обстоят дела?

– Количество категорий льготников приближается к трем десяткам: 24 категории федерального значения и 4 областного. Их всех мы также вынуждены перевозить.

– Почему вынуждены? За них вам тоже не платят?

– Не в том объеме, в каком необходимо. Льготники, составляющие примерно десятую часть всех пассажиров, а «Брянскавтотранс» перевозит за год 11-12 миллионов человек, покупают так называемые ЕСПБ – единые социальные проездные билеты. Так вот, компенсация за перевозку этих категорий пассажиров администрацией Брянской области осуществляется также на 50 процентов. Согласитесь вы делать какую-то работу, если будете заранее знать, что получите за нее лишь половину заработка? Вряд ли. А мы при отсутствии альтернативы вынуждены на это идти.

С 1 июля 2009 года мы уже недополучили 58 миллионов рублей, предназначенных для компенсации проезда льготников. И виновата в этом областная Администрация и областная Дума, которая своим постановлением с подачи администрации региона взяла и «отобрала» у нас эту сумму. Всвязи с тем, что соответствующие трансферты были, видите ли, сняты федерацией с региона. Не стоит забывать и об увеличении на федеральном уровне с 1 января 2011 года размера отчислений на фонд заработанной платы в Пенсионный фонд – с 24 до 36 процентов. Тоже ни рубля не было компенсировано. Хотя это дополнительный и немалый финансовый груз.

− Если не ошибаюсь, ваше предприятие «Брянскавтотранс» самое крупное среди региональных пассажирских автотранспортных предприятий?

− Да: у нас четыре филиала: Клинцовский, Почепский, Севский и Брасовский, – в которых задействовано 160 автобусов. Из 650, напомню, всего имеющихся в Брянской области. Правда, почти все машины находятся на балансе регионального управления имущества, и нам не принадлежат: у нас они в безвозмездном пользовании. Но в последнее время мы вынуждены были оптимизировать свои расходы, сократив около 50 работников из 560 – попали под сокращение в основном те структуры, которые не влияют на основной технологический процесс: контролеры (хотя они влияли на полноту сбора выручки), кассиры, диспетчеры, мастера (их вообще убрали) и другие.

– Говорят, что и «текучка» кадров у вас большая.

– Сколько приходит, столько и уходит примерно. В 2010-2011 годах уволились немногим более ста человек, столько же примерно новых пришло работников.

– Слышал, что ваши водители жалуются, в частности, на низкую зарплату.

– Смотря с чем сравнивать. Взять наших клинцовских водителей. Их заработанная среднемесячная плата в городе в 2006 году, когда я только возглавил предприятие, была 9228 рублей. За 8 месяцев 2012 года она составила уже 15285 рублей. Водители пригорода в 2006 году получали в среднем 9134 рубля, за 8 месяцев – 15236 рублей.

– Но водители сетуют, что с небольшим ежегодным повышением зарплаты они вынуждены каждый раз в два раза больше работать.

– Баланс рабочего времени по приказу Минсоцэкономразвития для водителя автобуса установлен в размере 165 часов в месяц. Зарплата при 165 часах при индивидуальной тарифной ставке для каждого водителя – она зависит от его категории и ряда других параметров – установлена на уровне от 10 до 12 тысяч рублей. Мы не заставляем водителей больше баланса рабочего времени работать, но предлагаем им зарабатывать больше – при 198 или 202 часах. Не хотят работать больше и зарабатывать соответственно – ради бога.

– Как вы можете объяснить, что ваши клинцовские водители завидуют новозыбковским коллегам, продолжающим работать в муниципальном авто транспортном предприятии?

– Не знаю, чему там на самом деле завидовать. Средняя зарплата по Новозыбкову по пригородным перевозкам составляет по водителям 10580 рублей, по городским перевозкам за 6 месяцев 2012 года – 11544 рубля. За восемь месяцев, если сравнивать с Клинцами, цифры, конечно, уменьшатся. Зарплата клинцовских водителей на третьем месте среди всех ПАТП Брянской области.

– Качество кадров, профессионализм новых работников – что об этом можете сказать?

– Тоже, не скрою, проблема. К сожалению, на Брянщине по-прежнему не существует целевой программы подготовки кадров для пассажирской транспортной отрасли. Никто не готовит специально электриков, водителей, мотористов, механиков. Хотя я неоднократно предлагал администрации Денина создать на базе Брянского автотранспортного техникума совместную целевую программу подготовки кадров. Но ответа не последовало. Более того, ни я, ни другие руководители автотранспортных предприятий и председатели обкомов профсоюзов не могут встретиться с губернатором для обсуждения насущных проблем с сентября 2008 года: все наши просьбы о встрече сочтены «нецелесообразными».

– Предположения есть?

– Как только Денин, с которым я знаком лично, стал депутатом Госдумы, власть его сразу же испортила, а как губернатором – то и вовсе вдвойне он испортился. Сразу же забыл о нуждах народа, забыв, что сам из народа, когда-то был трактористом.

Впрочем, с его отставным замом Кузавлевым можно было хоть как-то разговаривать – раз в полгода. Но на его место пришла Погорелова, как ее называют, «могильщица «Брянскспирпрома». Теперь ей, видимо, поставлена задача «замогилить» все ПАТП. Говорит, что у нас бизнес, и мы его должны вести. Мы не против, только освободите нас от государственного регулирования тарифов и дайте льготникам адресную компенсацию. Нет, говорит она, так нельзя поступить. А как же нам тогда работать?!

– В других регионах такая же «петрушка»?

– Везде разная «петрушка». В Орловской области пассажирскую отрасль вообще развалили, хотя маршрутная сеть там в два раза меньше. Там субсидии перечисляют муниципальным образованиям в итоге они до перевозчиков вообще не доходят. В Туле ситуацию удержали, теперь нарадоваться не могут. В Смоленске своя ситуация, и так далее. В Белгороде, наоборот, возрождают государственный «Белгородтранс» – по примеру ГУП «Мосгортранс».

– Может, и нам так?

– Про что и речь. У нас, в «Брянскавтотранс» есть производственно-технические базы, необходимые площади, кадры, и пусть не очень современные, но все же автобусы. Вот только, боюсь, никому это в нынешней ситуации не нужно.

Сергей Иванютин специально для «Брянских Новостей»

Фото Натальи Ушаковой

Суд снял Денина с выборов губернатора

Брянская власть отказалась заплатить за сведения о Лере Устименко

Читайте в свежем номере

Николая Бурбыгу перевели из Брянска в Орел

Администрация Брянска «сдала» арестованного Машкова

Сестра Валерии Устименко: «Все эти дни я не сплю и думаю о Лере»

В Брянске суд изъял подписные листы в поддержку Денина

Немецкий мотоклуб связал крепкой дружбой брянцев и баварцев

13 тысяч брянцев попросили Путина защитить Рудникова

Депутаты Госдумы спасают Денина от проигрыша Потомскому

Брянская прокуратура ударила по строительной фирме «Творец»

Контрабанда «Анталия − Брянск»: спецрейс корреспондента БАГ

Видео задержания  главы Бежицкой администрации Машкова

Шестьдесят лет в брянской лесной глуши прожила подданная Франции


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Под боком у Брянской области возникла горячая зона

25 апреля 2024, Четверг, 14:24

Под боком у Брянской области возникла горячая зона

Под боком у Брянской области возникла горячая зона − КГБ Белоруссии заявил о предотвращении ударов по Минску дронами из Литвы

В Брянске с гендиректора завода взыскали 29,8 млн рублей неуплаченных налогов

25 апреля 2024, Четверг, 14:19

В Брянске с гендиректора завода взыскали 29,8 млн рублей неуплаченных налогов

В Брянске суд взыскал с генерального директора завода трубопроводной арматуры 29,8 миллиона рублей неуплаченных налогов

В Брянске у ресторана Fabrika такси с пьяным водителем и пассажирами врезалось в дерево

25 апреля 2024, Четверг, 13:03

В Брянске у ресторана Fabrika такси с пьяным водителем и пассажирами врезалось в дерево

В Бежицком районе Брянска на улице Майской Стачки легковой автомобиль такси с пассажирами врезался в дерево возле ресторана Fabrika

В Брянске пьяный водитель кроссовера уснул за рулём и протаранил припаркованную иномарку

25 апреля 2024, Четверг, 12:42

В Брянске пьяный водитель кроссовера уснул за рулём и протаранил припаркованную иномарку

В Бежицком районе Брянска вечером 24 апреля местные жители помогли сотрудникам ГИБДД задержать пьяного водителя, протаранившего припаркованную иномарку

В Брянске упавший накануне кран до сих пор «обнимает» дом

25 апреля 2024, Четверг, 12:37

В Брянске упавший накануне кран до сих пор «обнимает» дом

В Брянске кран, который упал накануне, до сих пор лежит на многоэтажном доме