Наверх

26 января 2012, Четверг, 15:32

История брянской автомобильной контрабанды. Часть 1

История брянской автомобильной контрабанды. Часть 1

Богата брянская автомобильно-таможенная история! Так богата, что даже за последний десяток лет наберется целый том рассказов, криминальных и просто поучительных. Один из  сюжетов около двенадцати лет назад закончился отставкой нескольких брянских судей, которые увязли в чернобыльской растаможке, поставив на поток штамповку решений, по которым лжечернобыльцы (точнее, перегонщики, которые завозили автомобили по доверенностям от настоящих, но очень ветхих чернобыльцев) бесплатно завозили в Россию тысячи иномарок. Тогда этих судей отправили в отставку, но с той поры отставок не было, хотя причин для них было немало.

Кстати, для перегонщиков та вольница не завершилась. Суды обязали некоторых из них заплатить по несколько миллионов рублей пошлины, но долги так и висят неоплаченными. Все это лишь доказывает красочность брянской автомобильно-таможенной истории. Некоторые ее страницы мы решили напомнить нашим читателям, а кто-то познакомится с ними впервые.

История автомобильной контрабанды поучительна и сегодня. Потому что схемы не изменились, основная остается прежней – подкуп. О чем свидетельствует и только что завершившийся в Погаре судебный процесс над москвичом, который предлагал за освобождение фуры с турецким тряпьем 230 тысяч долларов. Итак, в путь!

2000 год. Полный миллениум

Прежде чем столичные автосалоны стали наполняться Пассатами и Борами, чьими первыми владельцами значились сотни брянцев, которым Чернобыль покалечил здоровье или которые просто имели льготы как участники великой дезактивации, прошло немало времени. Государство после открытия границ то понижало таможенные барьеры для импортеров автомобилей, то поднимало их до уровня лба. Когда количество разбитых лбов преодолело критическую отметку, профессиональные “гонщики” решили искать лазейку. И нашли ее в законе о защите граждан, пострадавших от чернобыльской аварии. Одна из статей позволяла беспошлинно ввозить, по сути, неограниченное количество иномарок. Впрочем, таможенный кодекс не признавал такой льготы, но брянцы первыми в стране решили побить один закон другим.

В середине девяностых то ли один из “чернобыльцев”, то ли просто догадливый человек, получивший от него доверенность, пригнал из-за рубежа машину и потребовал от таможенников беспошлинно оформить ее. Те вручили ему письменный отказ, который и стал роковым. Владелец иномарки обратился в суд. Мантиеносцы сочувственно отнеслись к земляку. Действительно, треть населения Брянской области живет на радиоактивных землях, и как не пособить человеку, у которого, быть может, иномарка и останется единственной радостью. Суд, ссылаясь на чернобыльский закон, обязал таможню пошлину с истца не брать. Тогда подобным образом оформили всего четыре машины. Никто еще не догадывался, что случился великий почин. В 1998 году растаможили уж более девяти тысяч иномарок, из них около семи тысяч – по решению судов, которые стали как бы частью незамысловатого бизнеса.

Через Брянск в столицу потекли уже не “черепа”, а потоки совершенно новых Фольксвагенов и джипов стоимостью в десятки тысяч долларов. Владелицами иных значились восьмидесятилетние брянские старушки из глухих деревень. За доверенности, с которыми “гонщики” ехали в Германию или Голландию, чернобыльцы получали по 200 – 500 долларов. Ходили слухи, что у каждого профессионального “гонщика” появился доверенный судья. Позже этот слух частично подтвердится.

Не дремал депутат-жириновец. Он для пущей убедительности вывесил в своем офисе список льготников, предлагая клиентам платные услуги по бесплатной растаможке. Другой депутат в этом время бился за прикрытие лазейки. Систематически обжаловала судебные решения и Брянская таможня, 75 из них – в Верховном суде. Но что делать, если даже там поддерживали лжечернобыльцев. Может быть, чего-то добьется родной таможенный комитет? Туда уходит шестнадцать жалоб – без толку. В Госдуму – тоже никакого ответа. Между тем, только за первую половину 1999 года в казну в виде пошлин должно было попасть 964 миллиона рублей – не попало ни копейки. Брянская “чернобыльская растаможка” стала притчей во языцех, от нее болела голова даже у московских гаишников.

Уверенные в бесконечной глупости государства, “гонщики” были застигнуты врасплох, когда лазейку перекрыла Дума, отменившая льготу. Товар завис, и были, видимо, невыполненные обязательства. Пять брянских судей уже после рокового нововведения задним числом вынесли решение о льготном оформлении автомобилей. За фальсификацию с них сняли мантии по решению областной квалификационной комиссии – случай неслыханный в новейшей российской истории. Но никто не мог предполагать, что позор будет иметь продолжение. Точнее, то, что кто-то постарается цинично его использовать.

Тогдашний председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин возвестил о последнем оплоте подрывной работы внутри подчиненного ему ведомства – Смоленской таможне. После апреля, когда “чернобыльцы” лишились льготы, смоляне предоставили страждущим вполне просторный коридор. Иномарки оформляли в основном на Героев советской эпохи. Председатель ГТК пригрозил покончить с героизацией.

Однако никто не предполагал, что замах будет так щедр. В начале февраля ошеломленные чины Брянской таможни изучали приказ Ванина и глазам не верили: им, а также Смоленску и Московской области запретили оформлять транспортные средства “до особого распоряжения”. Ни мотивировок, ни намеков на то, когда же случится особое распоряжение, не было. Гражданам лишь предлагалось растаможивать свои иномарки в Орле и Калуге, несмотря на то, что как раз Брянская, а не Орловская область является приграничной.

При всей скованности служебным положением брянские таможенники возроптали. И было от чего. Из всех платежей, которые попадают в казну от импортирующих граждан, пятая часть имела тогда “автомобильное” происхождение. Кроме того, за несколько лет в Брянске появилась целая инфраструктура для обслуги как профессиональных “гонщиков”, которые доставляли из той же Германии по нескольку десятков иномарок в год, так и для кустарей-одиночек, не торговавших четырехколесным товаром.

Угроза безработицы придвинулась вплотную, и у брянских таможенников сдали нервы. Они отправили в Западное управление, которому подчинялись, петицию, где пытались доказать неразумность решения столичного начальства. Да, нарушаются права граждан, которым нужно теперь нести дополнительные расходы на незапланированные поездки, но и государство рискует остаться без части платежей. Чем дальше от границы отъезжает автомобиль, тем больше вероятности того, что он просто растворится в бескрайних российских просторах – например, будет продан по частям.

Но что же все-таки означала странная молчаливость Государственного таможенного комитета, не пожелавшего объяснить, во имя чего принесено столько жертв? Самое наивное предположение самые неискушенные брянские таможенники высказали сразу: нас наказали за чернобыльскую вольницу. Действительно, вроде бы эхо тех событий, но эхо не возвращенное, а извращенное. Ведь таможенный комитет, куда поступали сигналы из Брянска, не противостоял беспошлинному бизнесу. Так имеют ли право его чиновники искать виноватых на стороне?

Многое не вязалось. До такой степени, что действительно хотелось поверить в наказание за чернобыльскую вольницу. Не будешь же искать правду на противоположной стороне?! Но поискать стоило. И кажется, она была зарыта вот в этих цифрах. Если в течение квартала, то есть в пору действия льгот, Брянская таможня получила за оформление автомобилей только полтора миллиона рублей, то за второй – три, а за четвертый − тринадцать. Нормальный снежный денежный ком. Потоптавшись у прикрытых ворот, “гонщики” поняли, что приличных лазеек не осталось, и согласились с условиями государства – отдавать за каждый кубик объема двигателя по 0,85 евро. Кажется, это была золотая середина, при которой и предприниматели, и государство соблюли свою выгоду. Денежный поток начал шириться на глазах, сведущие люди смекнули, что он будет расти и впредь.

Когда через Брянскую таможню тек тонкий ручеек, ее не трогали. Более того, предприимчивый народ противостоял отмене чернобыльских льгот, пользуясь поддержкой думских сподвижников. “Гонщики” со смехом вспоминали о том, как высокопоставленные законодатели, имена которых знала тогда вся страна, заказывали им беспошлинную растаможку “трехсотых” и “четырехсотых” Мерседесов, за каждый из которых пришлось бы заплатить государству по тридцать тысяч немецких марок – тогда евро еще не обняло всех европейцев. Безденежная таможня нужна была как контрабандный по сути канал, а денежная… А деньгами в условиях легального бизнеса можно было распорядиться и без провинциальных таможенников.

Фото БАГ: Отправляясь в плаванье, брянские перегонщики запасались джентльменским набором, который позволял отбиваться от вымогателей в Польше. Наповал мог сразить не только газовый пистолет, но и водка, но все же  часто приходилось платить звонкой монетой


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Власти Брянска решили, как будут подвозить детей на время ремонта школы №13

29 марта 2024, Пятница, 17:31

Власти Брянска решили, как будут подвозить детей на время ремонта школы №13

Кто и как будет подвозить детей на время ремонта школы №13 − этот вопрос был одним из главных на встрече большой делегации чиновников и родителей

Антошин: «Тринадцатая школа станет красивой, примыкающие дороги отремонтируем»

29 марта 2024, Пятница, 17:14

Антошин: «Тринадцатая школа станет красивой, примыкающие дороги отремонтируем»

Школа №13 должна стать красивой не только внутри, но и снаружи, заявил первый заместитель главы администрации Брянска Сергей Антошин на родительском собрании

Центр «Мой бизнес»-Брянск принимает заявки на проведение рекламной кампании

29 марта 2024, Пятница, 16:11

Центр «Мой бизнес»-Брянск принимает заявки на проведение рекламной кампании

Подача заявок осуществляется строго по предварительной записи с 25 марта по 15 апреля 2024 года включительно

Слесарь Севского водоканала погиб при обрушении грунта во время ремонтных работ

29 марта 2024, Пятница, 15:56

Слесарь Севского водоканала погиб при обрушении грунта во время ремонтных работ

Брянская инспекция труда назвала причину гибели сотрудника Севского водоканала при выполнении ремонтных работ. Он погиб при обрушении грунта

Жители Суземского района сообщили об обстреле села Зёрново со стороны Украины

29 марта 2024, Пятница, 15:27

Жители Суземского района сообщили об обстреле села Зёрново со стороны Украины

Жители Суземского района Брянской области днём 29 марта 2024 года сообщили об обстреле со стороны Украины. Власти эту информацию пока не комментировали