Выбор редактора

18 октября 2012, Четверг, 09:25

О легендарном директоре нефтепровода «Дружба» снимут фильм

О легендарном директоре нефтепровода «Дружба» снимут фильм

Бывший генеральный директор ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» Александр Пейганович станет главным героем документального фильма. Он приурочен к предстоящему семидесятилетию ветерана отрасли.

Александр Иванович 16 лет руководил нефтепроводом. Именно ему после распада СССР пришлось заниматься переводом управления в Брянск.

Соглашение между правительствами СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР о строительстве нефтепровода было подписано 18 декабря 1959 года. Разумеется в основе соглашения лежали не только экономические интересы стран, но прежде всего политические. Социалистический блок становился крепче, но за эту крепость страны платили вовсе не одинаковую цену. Например, через десять лет после окончания строительства первой очереди "Дружбы" Польша получала нефти на сумму примерно 145 миллионов рублей, расплачивалась же она химическими продуктами, которые были произведены в том числе на предприятиях, появившихся благодаря перекачке сырья из СССР. Но в ту пору было не принято расценивать такое сотрудничество как попытку превратить Россию в сырьевой придаток Запада.

Нефтепровод "Дружба", несомненно, был грандиозным проектом. Он и поныне втрое превосходит трансаляскинский в США. Рукотворной магистрали предстояло пересечь сотни водных и горных преград, утопать в болотах и искать опору над оврагами.

До развала социалистического блока казалось, что стальная магистраль только крепит дружбу между народами. Однако в 1992 году пришлось покинуть Львов. Вместе с Александром Пейгановичем целый "львовский десант" высадился в Брянске. Имена всех этих людей уже неотъемлемы от истории грандиознейшего проекта века: В.Ф.Райс, П.П.Белянинов, А.И.Пейганович, А.А.Андреев, Г.Н.Русаков, В.Ф.Дикмаров, А.В.Матвиенко, П.Д.Духанин, А.А.Обыденный, Ф.Г. Резниченко, П.Т.Тюрин, В.А.Лизунов...

Каждый из них писал историю "Дружбы", каждый отдал нефтепроводу молодые годы и мудрость опыта. Александр Пейганович родом из Белоруссии. Мать и отец крестьянствовали в деревне Малеч Березовского района Брестской области. После окончания в 1967 году Днепропетровского химико-технологического института двадцатипятилетний инженер работал мастером на Полоцком нефтеперерабатывающем заводе. Появилась семья, родился первый сын, и тут призвали в армию. Военное командование разрешило дисциплинированному офицеру служить в Полоцке, а когда срок службы истек, Александра Ивановича начали уговаривать: "Не увольняйтесь, к сорока годам будете полковником." Не прельстили, и в сорок лет Александр Пейганович возглавлял уже Новополоцкое управление "Дружбы", причем постоянно учился, что помогло потом стать автором двух изобретений.

- Приходилось не только "пахать" - тогда мы прокачивали нефти на треть больше, чем сегодня, - приходилось ночью вздрагивать, звонить диспетчеру, собирать людей... - вспоминает Александр Иванович о тревожном периоде, когда неполадки перенапряженного нефтепровода были нередки.

Наступил октябрь 1988 года. Начальник Управления магистральных нефтепроводов "Дружба" уходил на пенсию, и согласно нововведению правительства Николая Рыжкова следовало провести выборы нового руководителя. Хоть Полоцк и не близок от Львова, но Пейгановича здесь прекрасно знали. Правда, победил он уже во втором туре выборов.

Победа окрыляла, но не окрасила действительность в розовый цвет. Испытанием стал и переезд в новый город, и трудности общения с людьми, которыми надо было руководить. "Горячие годы", - оценивает то время Александр Иванович. Но позже, в 1992-м, и вовсе припекло - переезд уже в Брянск, где многое предстояло начать с нуля, будто и не было прежних усилий. Ожидали, впрочем, и приятные события - наградили орденом Дружбы народов. Но главное, команда начала приходить в себя после встрясок, связанных с разделением трубы. Роль генерального директора, по отзыву его коллег, была ключевой.

Фото Леонида Свердлова

Читайте в свежем номере

Денин подтвердил, что Нарусову заменит Марченко

Советский район Брянска возглавил сын стародубского приятеля мэра

После грешных выборов Николай Денин окунулся в дела духовные

Людмила Нарусова теряет пост сенатора

Как Зюганов сдал выборы в Брянской области

Благодарный народ Денина видеть желает

Другие новости

Поделиться

Новости по теме

25 июля 2017 Брянский губернатор предъявил обвинение главам четырех районов

25 июля 2017 Брянская полиция и Людмила Комогорцева попросили журналисткой правды

25 июля 2017 Из-за долгов 12 тысяч брянцев остались без отдыха за границей

25 июля 2017 Популярность карт «Мир» среди россиян выросла в шесть раз

25 июля 2017 Лидер брянской группы «Лис и Лапландия» опроверг слухи о её распаде

11:31, 25 июля 2017

На шоссе Брянск – Новозыбков ограничат движение до 31 декабря

09:25, 25 июля 2017

В Брянске 40-летняя пассажирка маршрутки получила черепно-мозговую травму

07:47, 25 июля 2017

На трассе Брянск – Новозыбков пострадали пятеро детей и трое взрослых

В России и мире

13:59, 25 июля 2017

Сенаторы одобрили закон о запрете анонимайзеров

13:46, 25 июля 2017

Работающим пенсионерам в августе повысят пенсии на 200 рублей

12:07, 25 июля 2017

Введение расчетов в криптовалюте в Крыму - очень странная попытка привлечь туристов

12:06, 25 июля 2017

Концерты «Алисы» по заявкам прошли под знаком «Солнцеворота» и «Стати Севера»

11:46, 25 июля 2017

Названа дата премьеры нового фильма о Джеймсе Бонде

11:43, 25 июля 2017

Совфед попросил Путина ввести санкции против Польши

11:27, 25 июля 2017

CNN предрек скорую отставку госсекретаря США Тиллерсона

Последние новости

13:50, 25 июля 2017

Брянский губернатор предъявил обвинение главам четырех районов

13:41, 25 июля 2017

Брянская полиция и Людмила Комогорцева попросили журналисткой правды

12:50, 25 июля 2017

Из-за долгов 12 тысяч брянцев остались без отдыха за границей

12:41, 25 июля 2017

Популярность карт «Мир» среди россиян выросла в шесть раз

12:32, 25 июля 2017

Лидер брянской группы «Лис и Лапландия» опроверг слухи о её распаде

Отклики
читателей

Опрос

Устраивает ли вас схема движения у вокзала Брянск-I?

220 на 320 пикс.<-->