Выбор редактора

28 ноября 2011, Понедельник, 17:50

В гостях у Батьки

В гостях у Батьки

Автомобильная Белоруссия глазами корреспондентов БАГ

Окончание. Начало в номере 44.

Валютный коридор

Мы колесили по Белоруссии как раз в те дни, когда курс валют скакал, как взбесившийся ишак. Местное население, конечно, было обеспокоено, но не до паники. У белорусов есть хороший запас спокойствия и прочности, в том числе экономической. Если владельцы наших нефтяных самоваров только сейчас под дубиной правительства пытаются переоснастить заводы, чтобы выпускать более-менее качественный бензин, то Мозырский завод уже давно модернизировали. Проверить, каким топливом здесь заправляют автомобили, было нетрудно. Стрелка, показывающая запас топлива, как раз опустилась в красную зону, и мы свернули на одну из АЗС, приодетую зелеными одеждами. Поначалу показалось, что табло цен тоже сошло с ума: мелькали знаки доллара, евро и даже RUR, что означало наш рубль. «Нет, за ваши рубли тоже можете заправиться, - сказали нам почему-то притихшие операторы. – А вот другой товар не сможем продать – только за наши деньги». Как выяснилось, с началом кризиса белорусское правительство возвратилось к практике продажи топлива за валюту других государств, и, собственно, разумно сделало, потому что Белоруссия остается мощным транзитным коридором. На Украине до этого не додумались, хотя щемятся в Европу.

Цена литра бензина была в тот день на три рубля дороже, чем у нас. Спросив, какого класса топливо, мы, похоже, еще сильнее запугали продавщиц. «Хорошее», - растерянно сказали они. Мы заливали «девяносто второй» бензин и были уверены, что он не лучше, чем у брянского монополиста, продающего допотопное грязное пойло, которое любят нахваливать безграмотные водители. Однако изучение паспорта качества убедило, что на самом деле даже «девяносто второй» бензин у белорусов соответствует Евро-4. И хотя за все заправки не ручаемся, но нигде позже местные водители не жаловались на то, что двигатель вдруг потерял тягу или внезапно сгорели свечи. При этом неплохих иномарок здесь очень много. Жигулей уже почти не встретишь, большинство населения пересело за счет беспошлинного ввоза «немцев» и «японок» именно на них.

Не автобан, но все же

Был солнечный, хотя довольно прохладный день, мы двинулись дальше на Минск. В полусотне километров от Гомеля увидели дорожников, которые готовились к атаке на мелкие трещины асфальта. Настолько мелкие, что брянские дорожники их не заметили бы. Но у Батьки глаз остр, и потому, доехав до Минска, мы так и не заметили ни одной ямы. А теперь вспомните, как выглядит отремонтированная нынешним летом теми же белорусами объездная дорога вокруг Брянска. Хорошие покрытие сработали братья-славяне, но вот кто запретил им обновить асфальт на том участке, который проходит через лес? Он длится всего километр – полтора и выглядит достаточно свежим, хотя уже потрескался и продавлен. Сэкономили? А в чей карман пошла экономия? За подобные игры Батька снял уже не одну голову. Да и руководитель Гомельской области Владимир Дворник говорил: «У нас небольшое государство, потому трудно украсть, чтобы никто не заметил». Честность, вынужденная или природная, позволяет белорусам тратить на дороги в несколько раз меньше, чем нам, но строить при этом качественнее.

Александр Чижов, рабочий бригады дорожников, которых мы встретили, объяснил, какие у них обязанности:

- За нами закреплено 60 километров, мы их постоянно обследуем и приводим в порядок. Знаем, что если эмульсия хорошая, то асфальт будет долго держаться. Небольшие участки колеи выравниваем по линейке. Когда ГАИ нас прикрывает, то водители едут медленнее, асфальтобетон успевает застыть, щебень закрепляется. А когда гонят, то нам работать хуже.

- Почему же у нас в Брянской области пломбы не держатся, а вместо ям после ремонта появляются ухабы? – не спросили, а пожаловались мы.

- Не знаю , - простодушно сказал Чижов, - у нас все держится.

Климат тот же, почвы те же, если не хуже, а поди ж ты, у белорусов можно катить сотни километров по шоссе, и ни разу тебя на встряхнет. Но зато какие умные речи о вреде русского климата и слабости почв произносят брянские дорожники! Соловьи! Дрозды! Попугаи! Петухи гамбургские!

Спи скорей – твоя подушка нужна другому

Это фраза из Зощенко. Мы вспоминали ее всякий раз, как только обочина дороги превращалась в уютную лагуну для тех, кто устал. Здесь дремали дальнобойщики, останавливались легковушки. Такие места обустроены не просто убогими скамейками, утопающими в горах мусора. На некоторых стоянках можно было даже набрать воды из колонок. Комичные деревянные скульптуры заставляли улыбнуться. Кстати, здоровенные соломенные бабы и потешные мужики в народных рубахах расселились и по белорусским полям, тоже веселя проезжающую. публику. На стоянках вы можете устроиться так же, как в кафе: есть и стулья, и столы, разве что чайные сервизы не расставлены. Разумеется, все чисто, и вас не будет доставать хулиганистая публика.

О том, что культура вождения в целом выше, чем в России, мы тоже много говорили. Нет, не совсем безгрешны белорусские водители – вот при нас Калина пошла на двойной обгон, а возле перекрестка стояла помятая иномарка какого-то лихача, должно быть, - но и на магистралях, и на городских дорогах чувствовалось: наши братья уважительнее друг к другу и менее склонны к дешевому хвастовству.

Мы не могли не обратить внимание на «комсомольскую стройку» вдоль обочин. С обеих сторон дороги выпиливали лесополосы. Деревья тут же вывозили или перерабатывали в щепу, трактора корчевали пни, и тут же облысевшую полосу вспахивали. А вслед за плугом тащился трактор с телегой, куда рабочие бросали вылезшие из земли остатки корней. Остановились, подошли к одному рабочему:

- Для чего вы это делаете?

- Не знаю, - хитровато ответил он, быть может, путая нас с посланниками Берии.

Заинтригованные, мы не могли не остановиться километров через десять, где тоже корчевали пни. За утраченной лесополосой виднелся пожухлый кукурузный лес. Хлебороб стал рассуждать:

- Ти китайцы дорогу будут строить? Такое слыхал. Вы спросите там, в Минске, для чего мы тут деревья валим.

В столице нам удалось все же узнать, с чем связан многокилометровый лесоповал. Причин две. Во-первых, белорусы решили получить дополнительные пахотные площади (по словам одного из министров, если нам их верно передали, «деревья должны расти в лесу, а не вдоль дорог»). Во-вторых, некоторые шоссе предполагается расширить. Возможно, с помощью китайцев, о которых упоминал хлебороб. Во всяком случае, и крупных инвестиционных проектах азиатов говорил и сам Батька. Так или иначе, но мы не могли не удивиться спорой работе и огромному количеству техники, согнанной на обочины шоссе.

Минск

В Минск мы прибыли вечером. К гостинице, расположенной в центральной части города, навигатор вывел безошибочно. Удивились тому, что пробок почти не было. Впрочем, объяснялось это поздним приездом: основной поток транспорта уже схлынул. А вот днем плотность движения увеличивается настолько, что таксисты начинают смачно ругаться. Мы побеседовали сначала с теми, которые околачивались возле гостиницы.

- За километр берем пятьдесят центов, - рассказал Михаил Бойко. – Качество топлива у нас ничего, но цены - ах! Я вот на солярке езжу, а она уже стоит почти столько, сколько «девяносто пятый».

Раздражение таксисты не скрывали, высказались весьма резко и по поводу Батьки: «Пусть уходит. Он поломал Конституцию, куда уж больше!» Но это же таксисты! Люмпен-революционеры в любом городе и любой, кажется, страны. Обозленные и жадноватые. Разумеется, не все. Еще один таксист, Алексей, провез нас – захотелось побыть и пассажирами – от Национальной библиотеки к гостинице. Он тоже жаловался на дороговизну, но взял вдвое дешевле с нас, чем берут его коллеги, которые за каждую версту требуют половину американского целкового. Алексей рассказывал о пробках и том, какими путями старается их объехать. Он даже поведал немало об исторической части города, заставив заподозрить в нем бывшего учителя истории.

Мы процитировали ему слова президента Александра Лукашенко, который сказал, что теперь лично подписывает документы на выделение земли для застройки в Минске, который будут освобождать с помощью городов-спутников. Причем, добавил Батька, жилые микрорайоны в столице обязательно чередуются с парками или скверами. В справедливости этого утверждения нетрудно было убедиться: огромные зеленые поля и возле библиотеки, и даже напротив нашей гостиницы. Не сомневаемся, что в Брянске не потерпели бы такого простора и захламили бы его десятком «линий» или «журавлей», а то и просто башнями без парковок и подъездов. Минск, напротив, стремится к стройности, в том числе дорожной. Здесь сделано гораздо меньше градостроительных ошибок, чем в Москве или, тем паче, Брянске, где все зодчество – сплошная ошибка.

Мы побывали на автосервисах, в том числе для грузовиков, сравнив их с холодными и грязными брянскими ангарами или гаражами, где замызганные, неумелые, но жадные слесари-биндюжники клепают колодки и жгут электроды. Цены у белорусов ниже, а работу они сдают, как правило, «под ключ», с гарантией. Разумеется, здесь тоже встречаются рвачи, но мы же говорим в целом о культуре автомобильной сферы, а она у белорусов выше и спокойнее, что ли. Во всяком случае, здесь не ждешь подвоха или оглушающего счета, а сроки ремонта, как правило, выдерживаются.

Мы покидали Минск с тем же ощущением, что и Гомель: сюда хотелось вернуться и уже по-новому проехать город, а лучше – пройтись по нему.

Наш Мамай

По дороге домой, изрядно поблуждав, о чем уже поведали в первой части повествования, мы, конечно, забыли о страховом эксперименте. Напомнило о нем лишь страшное название села – Мамай. Такое проскочишь!

Час ночи, но в будке, где нам выписывали полис, что-то мерцает.

- Здравствуйте, - протягиваем полис.

Словесного ответа нет, но рука агента лезет в пакет, шуршит деньгами и протягивает нам триста рублей.

Ну что ж, запахло честностью в воровских делах. Значит, мы вернулись домой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото БАГ: Вооружен информацией – значит, защищен

Поделиться

Новости по теме

10 декабря 2016 Улицу Брянска назовут именем первого секретаря обкома Сизенко

10 декабря 2016 В Брянском районе машина слетела с дороги и дважды перевернулась

10 декабря 2016 В Брянске открыли 40 катков

9 декабря 2016 А теперь горбатому конец: украинский ЗАЗ сократил выпуск авто в 6 раз

9 декабря 2016 Брянские производители и продавцы обсудили «Честную цену»

07:30, 10 декабря 2016

В Брянском районе машина слетела с дороги и дважды перевернулась

18:58, 9 декабря 2016

Брянск остановился из-за столкновения пяти машин и автобуса

11:49, 9 декабря 2016

Брянские гаишники улетели с заснеженной дороги в лес

В России и мире

22:06, 9 декабря 2016

Генассамблея ООН одобрила резолюцию о прекращении огня в САР

21:46, 9 декабря 2016

Новак рассказал о результатах переговоров по газу с Украиной и ЕС

20:39, 9 декабря 2016

Олимпийский чемпион назвал доклад Макларена местью России за Крым

Последние новости

07:45, 10 декабря 2016

Улицу Брянска назовут именем первого секретаря обкома Сизенко

07:30, 10 декабря 2016

В Брянском районе машина слетела с дороги и дважды перевернулась

07:15, 10 декабря 2016

В Брянске открыли 40 катков

22:15, 9 декабря 2016

А теперь горбатому конец: украинский ЗАЗ сократил выпуск авто в 6 раз

22:05, 9 декабря 2016

Брянские производители и продавцы обсудили «Честную цену»

Отклики
читателей

Опрос

Где вы будете встречать Новый год?

220 на 320 пикс.<-->